Наиболее грамотный проект трансформации человека представлен трудами Платона, Томаса Мора, Томазо Кампанеллы; известные опыты воплощения антропо-социо-трансформативных идей показали свою нежизнеспособность. К таковым опытам отношу и попытку реализации коммунистической теории, в том числе в СССР, Китае и КНДР. Пока неосуществимо. Даже если мы берем наиболее последовательную философию изменения, представленную в христианстве, особенно в раннем, древнеримском, искреннем, мы тем не менее на примере современной Европы видим, во что трансформировались эти ценности. Все антиутопии, от Оруэлла до Стругацких и Замятина посвящены выпячиванию системных ошибок улучшательных идей.
Но в ХХ веке с учетом чудовищно трагичного опыта Первой мировой войны этот вопрос, вопрос о возможности изменения природы человека снова стал крайне актуальным. В 1932-м году Эйнштейн, ужаснувшийся результатам слепого технического прогресса в виде мировой войны и прорастающего нацизма спросил у Фрейда: возможно ли применение психологических методов для улучшения человеческой природы? Грамотного (объясняющего) ответа великий физик не получил. Но пафос самого вопроса говорил сам за себя: Эйнштейн не против применения этих особых методов во имя недопущения третьей мировой. Перед лицом угрозы тотального самоуничтожения мы должны, нет, наверное обязаны, если такие методы влияния и их технический инструментарий будет изобретен, применять его.
Кто хотя бы немного знает об особенностях развития человеческой цивилизации, тот скорее всего согласится с тем, что Эйнштейн прав. Если такой инструментарий будет изобретен, то он будет применяться. Как показала практика, нас в наших бесчисленных интуитивных попытках найти выход, может остановить только последняя в мире война. С учетом Второй мировой это недопустимо ни в одном полюсе мысли. Потому скрее всего техническая программа направленной антропоэволюции - вполне реализуемый проект. Может это будет нечто похожее на то, чего так опасается Никита Сергеевич Михалков, в одном из своих Бесогонов подвергший "проклятиям" тенденции к чипированию, внедрению в человеческий организм различных программ и тд. Я не знаю всей этой техники и математики, но судя по тому как возмущаются умные люди, могу представить себе такое будущее. Будет ли оно схожим с "этим новым дивным миром" (по Олдосу Хаксли)? Скорее да, если у пульта будут стоять какие-нибудь пентагоновские бухгалтера. Скорее нет, если победит Платон с его государством мудрейших, то есть безусловно нравственных людей, живущих по законам совести. Но что-то такое скорее всего сбудется. Может быть, жить в эту пору чудесную скоро придется и мне и тебе. И на Платоновский вариант я согласилась бы несомненно - чтобы не было войны. К тому же надежда на человеческое в человеке, как ее ни убивай, все равно оживает. И в условно-платоновском варианте обретает весьма убедительные формы реализации.
Мне думается, объективны именно эти направления поиска путей регулируемой антропоэволюции. А отнюдь не ковидно-антиковидные умозрения и прочие конспирологические теории. Хотя конечно это всё интересно, любопытно (а кто из нас не любит конспирологию?). Но всё же, если начиная с Платона нас тревожит проблема "трансформации" человека и человечества, реализуемая уже и технически; раз этот пунктик до сих пор актуален, значит когда-нибудь что-то будет сделано. Лишь бы во Благо.