Хотя теории взаимовлияния этих двух религий регулярно всплывают, консенсус учёных на данный момент состоит в том, что никакой прямой связи не было. Культ Атона существовал при жизни одного единственного фараона, насаждался сверху, продержался всего пару десятилетий и канул в лету, так что нет никаких оснований предполагать, будто бы он каким-то образом повлиял на формирование иудаизма. Обратная гипотеза тоже не кажется убедительной – мы не находим никаких следов или признаков того, что Эхнатон создал своё учение с оглядкой на иудаизм, который в то время и сам ещё находился в стадии формирования.
Стоит понимать, что, хотя мы часто слышим о «языческих» или «политеистических» религиях, многие, хотя, конечно, далеко не все народы и общины обладали склонностью к монолатрии – поклонению одному-единственному богу при признании существования других. Конечно, оказываясь в чужих землях или сталкиваясь с неожиданной и кризисной ситуацией (очень тяжёлой болезнью, войной в условиях, когда она не привычна человеку, необходимостью «заколдовать» кого-то), люди легко обращались к культу иных божеств, но зачастую «по умолчанию» они ограничивались поклонением одному-единственному персонажу, покровительствующему их месту жительства. Так было и в Египте, где разные полисы были центрами культов разных богов, и в Греции, и в Междуречье и даже в Японии. Очевидно, что переход от такой системы к насаждаемому монотеизму кажется не таким уж радикальным шагом, и не так нуждается в увязывании с какими-то другими монотеистическими учениями. Это, конечно, не является окончательной разгадкой того, что стояло за реформами Эхнатона, но свидетельствует о том, что их подлинные причины и следствия стоит искать в самом Египте, не выходя за его границы.
Это представления зоопсихолога.
Просто блестящий и развёрнутый ответ, Артём! Спасибо Вам огромное!