Двойка, в принципе, ставится в ситуации, когда ученик или студент не в состоянии продемонстрировать необходимый минимум знаний по данному вопросу. Очевидно, что пока этот минимум не будет продемонстрирован (получена тройка или ее эквивалент - оценка "удовлетворительно"), двигаться по в изучении программы дальше - бессмысленно.
У практики существующей пятибалльной системы есть, на самом деле, другие минусы. Например, преподаватель не имеет возможности отметить знания выше требуемых для получения оценки "отлично" - оценка "5+" является только средством психологического поощрения, при официальных подсчетах "плюсы" во внимание не принимаются. С единицей ситуация тоже странная - это, чаще, выражение особого негодования преподавателя, а не просто плохая оценка, означающая полное отсутствие знаний по вопросу.
Так что у преподавателей, фактически, отсутствуют средства оценки градаций неудовлетворительных знаний - на практике для этого используется одна только двойка. Можно поспорить, а нужны ли эти градации, но лично мне кажется, что ситуации "вообще ничего не знает" и "несколько недотягивает до удовлетворительных знаний" все же стоит дифференцировать.
Так вот в этом и вопрос: почему когда-то отказались от единицы? И ставили ли двойку как положительную оценку вообще когда-либо. Ведь тогда бы градаций было на 1 балл больше