Еще до «Капитала» Маркс писал в предисловии к «Критике политической экономии»:
«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».
Ошибочность этого постулата очевидна.
Все как раз наоборот — там где сознание людей формирует бытие, там успех.
Пафос Маркса состоит в том, что труд обладает правом на справедливую долю в разделе продукта, так как человек является основной производительной силой. На этом построена вся теория.
Ошибочность этого построения очевидна, особенно с высоты лет.
Человек являлся основной производительной силой в доиндустриальный период.
В индустриальный и постиндустриальный основными являются другие факторы и главный - научно-технический прогресс. При этом факторе работник не может претендовать на долю — главное движение капитала и управленческие технологии.
Популярность Маркса связана с высокой степенью научности и глубиной проработки.
Но учитывая ошибочность истоков - не предвидение научно-технического прогресса, получился эффект неправильно застегнутой первой пуговицы — все дальнейшие действия не приводят к ожидаемому результату.
В конечном счете, адепты Маркса положили миллионы жизней на осуществление теории основанной на ошибке.