Знаменитая фраза Ленина «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино», известная нам по воспоминаниям Луначарского, отлично характеризует положение кинематографа в 1920-х годах. Именно через кино до неграмотных масс доносятся идеи революции, кинорежиссеры становятся рупорами государственной пропаганды - показательна история съемки фильма Эйзенштейна «Старое и новое» (Генеральная линия). Фильм, который должен был рассказывать о мирном слиянии крестьянства и рабочих оказался неактуален в рамках решения о коллективизации 1927 года, так что Эйзенштейну пришлось полностью переписывать свой сценарий.
Еще до 1917 года в среде революционеров возник вопрос о направлении развития искусства и культуры будущего. Ленин видел в культуре, в первую очередь, образовательную ценность - лишь путем просвещения всех социальных классов можно реализовать революционные идеи в жизнь. Интересно, что Ленин выступал за непрерывность отечественной культуры, в том числе считая важной частью своей программы знакомство населения с классическим искусством - в отличие от радикальных идей авангардистов, мечтающих уничтожить искусство прошлого и начать с чистого лица. Для формирования контроля над новой культурой создается специальная организация «Наркомпрос» под руководством А. Луначарского.
Сразу после революции, роль «образовательного» искусства взял на себя театр - по всей стране создавались любительские труппы, в составе Красной армии было сформировано более 2000 актерских трупп, показывающих агитпроп спектакли в самых отдаленных участках страны. Действительно, влияние театра на малограмотное население сложно переоценить; несмотря на то, что публика предпочитала дореволюционные романтические драмы, агитационные спектакли («плакатные», как их называл Луначарский за их поверхностность) сыграли огромную роль в формировании нового мышления народных масс.
Технические преимущества кино перед театром понятны, более того, российская публика уже была хорошо знакома с этим искусством. К 1916 году в Российской империи насчитывалось более 2000 кинотеатров, которые были популярны во всех слоях населения. Уже тогда, особенно на Западе, активно обсуждался вопрос потенциальной угрозы кинематографа в рамках революционного движения - именно тогда его пропагандистскую ценность отметил для себя Ленин. «Наконец не менее, а, пожалуй, более важной считал Владимир Ильич пропаганду наших идей в форме увлекательных картин, дающих куски жизни и проникнутых нашими идеями», - писал Луначарский в 1928 году.
Говоря о важности кинематографа для советской власти, нельзя не упомянуть и финансовую составляющую. Осенью 1919 года советское правительство национализировало кинематографическую отрасль. Вместе с отечественными фильмами, советские кинотеатры показывали и зарубежные хиты, вся прибыль от которых шла прямиком в Наркомпрос. Редкие советские фильмы добиравшиеся до Запада (как, например, «броненосец Потёмкин») так же приносили советской власти столь важный доход в стабильной валюте, что, возможно, было даже важнее, чем агитационная составляющая картины.