Для начала нужно понять, что мы имеем в виду под эффективностью. Речь может идти об эффективности для территории, на которой создаётся ОЭЗ, и об общей эффективности в рамках экономики страны.
Особые экономические зоны, в свою очередь, могут иметь целью привлечение в страну иностранных инвесторов или развитие экономически отсталых территорий. В таком случае критично важен выбор места, так как мы, очевидно, не заинтересованы в создании зон, не интересных иностранцам в принципе, и, что менее очевидно, не должны оплачивать перемещение инвестора из одной части страны в другую. Примером успешного выбора места являются китайские специальные экономические зоны, создававшиеся в прибрежных городах с 1978 года (наиболее известные примеры - Шеньчжэнь, выросший в 10-миллионный город из малозначительного поселения, и Пудун рядом с Шанхаем). Прибрежное расположение делало их привлекательными для экспортоориентированного производства, и, кроме того, их жители говорили на тех же диалектах, что и китайцы диаспоры, Гонконга и Тайваня, от которых поступали первые инвестиции. Вероятно, без создания этих зон Китай не смог бы привлечь инвестиции в принципе, поэтому их можно считать эффективными.
Увы, существует и оборотная сторона гонки за инвесторами - страны и регионы, конкурируя за их внимание, предлагают им всё более щедрые условия по освобождению от налогов, смягчению трудового законодательства, что в итоге может привести к тому, что иностранные инвесторы станут убыточны для национального бюджета.
Более сложный случай - зоны, создаваемые для развития слаборазвитых территорий. В принципе, экономическая рациональность этого сомнительна - чем задерживать людей и инвестиции в тех местах, где им без субсидий и налоговых льгот жить и работать неинтересно, лучше помочь им переехать туда, где лучше объективные условия (или лучше работают региональные власти). Однако часто мотивации создания таких зон носят политический характер, поэтому экономические аспекты при принятии подобных решений отходят на второй план.
неэффективны. изначально, это искусственное ограничение свободной
экономической деятельности. Здесь чиновники получают очередной рычаг для получения власти и денег