Исторически, система кэш-бэк была введена как промо-компания кредитных карт.
Дело в том, что заемщик часто оставался без наличных денег, когда все доходы шли в погашение кредита. Поэтому "кэш" как поощрение от торговой сети или банка был очень кстати и мог сильно повлиять на решение о покупке.
В изначальном виде схема сохранилась в Великобритании в сфере ипотечных займов, там это называется mortgage cashback.
Банк в такой ситуации получает повышение кредитного остатка и доходы от обслуживания кредита за счет эмоционального решения заемщика.
Если программа кобрендинговая с торговой сетью, могут быть предусмотрены комиссии за привлечение клиентов.
Но некоторые банки и компании предлагают подобный сервис без просчета экономики, по принципу "у всех есть и у меня должно быть". В этом случае легко получить убытки.