Под эмоциональной зависимостью обычно подразумевается склонность так выстраивать отношения с другим человеком, что собственное благополучие видится абсолютно невозможным без него.
Да, каждому из нас необходимо быть в отношениях с людьми, чтобы чувствовать собственное благополучие. Но в случае эмоциональной зависимости человек ощущает себя слишком пустым, он как будто не может стоять на своих ногах без получения знаков внимания и любви от другого человека. Ему невыносимо присутствие этой пустоты. Он не может жить с ней и стремится как можно скорее заполнить ее другим человеком. Пустота вызывает интенсивные чувства тревоги, страха, одиночества. В более устойчивом положении люди вполне могут сосуществовать с этими чувствами, выдерживать их и искать адекватные и экологичные способы заполнения пустоты. Для эмоционально зависимого человека эта пустота кажется угрозой для жизни.
Паттерн эмоциональной зависимости приобретается в раннем детстве. В этом возрасте мы реально зависимы от значимых взрослых. Без этих людей перед нами в прямом смысле встает угроза, что мы не выживем. Если эта потребность в том, чтобы оставаться зависимым и быть любимым при этом, не удовлетворяется в достаточной степени, если ребенка слишком рано подталкивают к самостоятельности, либо отворачиваются от него, когда он проявляет свою беспомощность и зависимость, он фиксируется в этом опыте, гештальт не закрывается. И тогда он остается с этим незакрытым гештальтом и приспосабливается жить с ним, компенсируя прорехи в своем опыте доступными ему способами.
Эмоциональная зависимость — это одно из проявлений этой потребности оставаться зависимым, которая не была удовлетворена в необходимом для человека количестве. Хронически неудовлетворяемая, эта потребность мешает человеку чувствовать свою собственную целостность. Человек чувствует, что для целостности ему нужно поглотить другого человека. Только так можно ее обрести. Он не хочет и не может быть с Другим на равных, он воспринимает Другого, как объект, который должен обеспечить ему целостность. Если человеку удается найти кого-то, кто согласен на такую форму отношений, какого-нибудь спасателя, который готов быть объектом, то обычно такие отношения рано или поздно становятся чрезвычайно деструктивными и травматичными, иногда в них появляется реальное физическое насилие. В лучшем случае они заканчиваются болезненным разрывом.
Работа с эмоциональной зависимостью — это достаточно долгий процесс. Человеку необходимо научиться выдерживать сильное стремление впасть с Другим в слияние, чтобы обрести потерянный рай, научиться не поддаваться этому стремлению, приобрести опыт более здоровых равных отношений, где Другой — это отдельная личность, обладающая своими достоинствами и недостатками, своими потребностями и ограничениями, перестать манипулировать другими людьми и превращать их в объекты. На все эти пункты глубинная брошенная часть скорее всего будет реагировать гневом и даже яростью, и этим сложным переживаниям тоже важно найти выражение, причем так, чтобы это не было насилием на Другим. В реальной жизни с близкими людьми осуществить все это и не испортить отношения очень сложно. Мало кому хочется это терпеть, а, если и хочется, то опять-таки почти всегда из спасательской позиции, а это уже известно, к чему приводит.
Для более экологичного разрешения конфликта полезно будет обратиться к психологу. Мы этому специально обучаемся, проходим личную терапию, работаем с собственными эмоциональными зависимостями, ходим на супервизию, участвуем в профессиональных сообществах. Все это помогает нам не скатываться в деструктивные формы отношений и делиться этим опытом с клиентами.
Надо избавляться от отношений, где нет эмоциональной зависимости.
Согласна с вами
Скорее всего жизненный опыт. Человек, который пройдет через эти отношения уже никогда не попадет в подобные отношения. Иммунитет, как после прививки.
Всякий раз, общаясь с человеком, зависимостью от которого тяготиться, представляй рядом с ним свой собственный образ. Отчётливо и детально. Лучше- два сомообраза. Один наблюдает, а другой веселится.