В законодательстве нашей страны в принципе нет понятия «договор франчайзинга», но есть - «договор коммерческой концессии». Первое понятие больше относится к международной практике, хотя сущностной разницы между ними нет. Речь идет о сделке между сторонами, в которой правообладатель товарного знака (ТЗ) передает пользователю на определенный срок (или даже бессрочно) исключительные права на бренд, включая соответствующие ноу-хау, опыт и даже репутацию.
Франшиза в РФ оформляется исключительно через договор коммерческой концессии в соответствии со статьями 1031 и 1032 ГК РФ. Такой договор необходимо зарегистрировать в Роспатенте. Процедура эта далеко не формальная, как может показаться: если её не пройти, суд признает сделку незаключенной. Да, были редкие прецеденты, когда стороны смогли доказать, что и без регистрации действовали в рамках договора, но стоило это им очень больших нервов и денег.
В договоре коммерческой концессии должны быть оговорены существенные условия, которые касаются применения товарных знаков, а также роялти (платежей по франшизе) и ответственности правообладателя. Если в соответствии с данными условиями пользователь будет продавать товары или оказывать услуги, то собственник субсидиарно отвечает по искам: например, он будет обязан возместить остаток задолженности, на который у пользователя не хватило денег. Если же речь идет о производстве товаров, то стороны отвечают солидарно.
Зачастую без специалистов по интеллектуальной собственности в вопросе работы с договорами коммерческой концессии не обойтись. Они помогут составить договор юридически грамотно, принимая во внимание имеющуюся судебную и налоговую практику. Только это гарантирует стопроцентное соблюдение прав и интересов всех сторон.
Договора франчайзинга в росийском законодательстве нет, его заменяет договор коммерческой концессии и он в обязательном порядке должен быть зарегестрирован в Роспатенте.