Весьма сложный вопрос при наличии в стране разных интересантов. И даже фокусировка на элементах будущего (инновации, космос и нанотехнологии) не очень облегчает ответ на него.
Европейское исследование «Оценка влияния инноваций в технологиях и промышленности на профессиональную квалификацию и человеческие ресурсы», которое было проведено в 2011 году, показало, что для нанотехнологий (в плане развития и производства) важнейшими индустриальными секторами являются химическая промышленность, электроника, энергетика, медицина, оптика, нефтепереработка.
Нам стоит ожидать изменения требований к работникам наноиндустрии в плане «технических» навыков и личностных характеристик. Наиболее ценными личностными качествами являются инновационность мышления и креативность. К примеру, будущему специалисту, работающему в компании,занимающейся внедрением нанотехнологии, обязательно потребуется умение решать проблемы, работать в команде (чаще всего, междисциплинарной) и выстраивать процессы коммуникации. Формирование необходимых личностных качеств начинается уже в раннем возрасте, с начальной школы.
Ключевым фактором успеха на рынке инноваций является опережение конкурентов в технологиях, поэтому самым востребованным специалистом становится разработчик, исследователь, R&D and Engineering & design специалист.
Вместе с тем, исследование показало, что все более востребованными становятся так называемые инновационные и междисциплинарные навыки и качества:
Со своей стороны, мы в Фонде инфраструктурных и образовательных программ пробуем решить этот вопрос системно. Например, мы реализуем программу «Школьная лига РОСНАНО» и совместно с Московским Государственным Университетом им. Ломоносова проводим ежегодную Всероссийскую междисциплинарную интернет-олимпиаду для школьников, студентов и молодых ученых «Нанотехнологии – прорыв в будущее».
Кстати, без шуток, советую родителям и школьникам обратить внимание на действующий ФГОС (Федеральные Государственные Образовательные Стандарты общего образования). К сожалению, широкой публике он известен только в изложении журналистов, которым, в свою очередь, рассказали на словах.
Вы не поверите, но там отлично описано, какие результаты должны быть в конце школьного обучения, многие из них полностью отвечают тому, о чем я сказал выше.
Я бы продолжил вопрос автора другим вопросом. А кто у нас действительно может учить детей в России, чье главное достояние - нефть, газ, лес и мозги и чье будущее мы видим в инновациях, космосе и нанотехнологиях? Если «как», в принципе, уже давно не является секретом.
Критическому мышлению, логике, научному подходу. Людей и детей надо учить именно этому вне зависимости от страны и достояния. Если человек владеет методами научного познания, он сам разберется, что такое хорошо и что такое плохо.
Думаю, эти слова применимы не только для детей.