Оправдание любых репрессий опасно прежде всего возможностью их повторения. Если мы не осуждаем репрессии, если мы их оправдываем — под любым соусом, под любым предлогом, «исходя из государственных интересов», исторических, каких угодно — мы оправдываем репрессии, направленные против людей, мы оправдываем убийства конкретных людей ради достаточно абстрактных государственных интересов. Человека убивают персонального, Ивана Ивановича Иванова, и жену его, и детей, а что от этого и когда получает государство? И получает оно это из-за того, что убили Иванова, или, может, наоборот, оно получило бы гораздо больше, если бы его не убили?
Подобного рода оправдания, и вообще сама по себе такая позиция, во-первых, абсолютно морально неоправданна и просто развратна, она приучает людей к тому, что можно их топтать ради неизвестно чего. И во-вторых, она чревата повторением, потому что получается, ну, что? В следующий раз скажут: «Ну, давайте перебьем пару-тройку миллионов людей». Или «пару-тройку десятков миллионов людей», или даже просто «пару десятков людей» — тут же количественные параметры не самое главное, важен сам принцип. А где можно убить десять, там можно убить и десять миллионов. «Давайте мы их перебьем, зато через какое-то время после этого мы выиграем какую-нибудь войну». Или будем говорить, что мы ее выиграли. Или слетаем на Луну и будем говорить: «Вот, знаете, мы, конечно, убили 10 миллионов человек, но мы же после этого на Луну слетали! Значит, мы их правильно убили».
И вот это-то, повторюсь, не только морально опасно, это может иметь вполне конкретные последствия. Подобная позиция приводит к совершенно непредсказуемым результатам, развращает мозги людей, а через их мозги, через их позицию она оправдывает действия политиков последующих времен и поколений. Насилие в отношении собственных людей, собственного народа должно осуждаться принципиально, независимо от того, ради чего оно производится.
Вы понимаете, что репрессии (по определению) - это карательные меры государства в ответ на любое преступление?
Оправдывая репрессии прошлого, мы вольно или невольно признаем допустимость репрессивных методов управления в принципе, а значит - и сегодня.
Оправдание репрессий (или другого зла) в прошлом может вести к оправданию аналогичных действий в настоящем или к получению разрешения (для тех, кто оправдывает) действовать подобным образом в будущем.
Как можно ненавидеть свой народ, чтобы приписывать выигрыш какому-то семинаристу, прохожему истории, погубившему миллионы