Так как буддизм — это учение об уме, счастье и страдание в нём понимаются как продукты ума. Страдание в буддизме — это неудовлетворённости, беспокойства, результат несоответствия ума и реальности. Наверное, вы видели смешные мемы, две фотографии с подписями ожидание и реальность. И вот разница между этими картинками становится причиной неудовольствия. Вот примерно переживание этого чувства и есть страдание в буддизме. Важным признаком страдания является зависимость ума от чего-то или по-другому привязанность к чему-то. Другим признаком страдающего ума является иллюзия, ложное понимание мироустройства. Страдание и освобождение от страдания — это основа буддийского учения. Оно коротко выражается в четырёх истинах: 1) есть страдание, 2) у страдания есть причина (чувственные желания), 3) страдание не вечно, его можно убрать, 4) есть способ убрать страдание — это развитие мудрости (понимание реальности такой, какая она есть), нравственности (непричинение вреда себе и другим) и дисциплины (тренировка, обучение).
Счастье в буддизме — это свобода от неудовлетворённостей. Свобода — это неотъемлемое природное свойство ума, которое можно раскрыть самостоятельно. Такое свободное состояние описывается как некая сфера бытия, которую не получится описать как-то иначе, кроме как перечислить чего нет:
УД 8.1 «Есть сфера, где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни ветра; ни сферы безграничного пространства, ни сферы безграничного сознания, ни сферы отсутствия чего бы то ни было, ни сферы ни восприятия, ни не-восприятия; ни этого мира, ни следующего мира, ни солнца, ни луны. И там, я говорю вам, нет ни появления, ни движения, ни пребывания; ни исчезновения, ни возникновения: [это] не утверждённое, не действующее, не имеющее опоры. Это и только это является окончанием страдания»
Такое состояние ума также описывается как удовлетворённое, но удовольствие в этом случае не чувственное, а удовольствие спокойствия, умиротворения, отсутствия какой-либо болезненности, достижение нужного результата:
МН 59.16 Прекращение восприятия и чувствования
И какое же, Ананда, другое удовольствие, более возвышенное и утончённое нежели это? Вот монах с полным преодолением сферы ни восприятия, ни не-восприятия, входит и пребывает в прекращении восприятия и чувствования. Это другое удовольствие, более возвышенное и утончённое, нежели то.
И может статься, Ананда, что какие-либо странники, имеющие другие убеждения, спросят: «Отшельник Готама говорит о прекращении восприятия и чувствования, и всё же описывает это как удовольствие. Что же это? Как такое может быть?» Когда они скажут так, им следует ответить: «Друзья, не так оно, что Благословенный описывает удовольствие, только когда есть приятное чувство. Но когда приятное где-либо и в чём-либо достигнуто, Татхагата описывает это как удовольствие»