Вопрос :"Что такое Целевая Причина в философии?"
Онтологический дуализм рассматривает модель реального мира, как форму бытия Сверхсущности, Которая дает жизнь человеку и сохраняет смежность Своего присутствия (дух), имеющего с Ним связь, как носителя субстанционального начала и как свойство духовного, идеального пространства. Потому что наш мир исходит от ЦЕЛИ, который имеет СМЫСЛ ЖИЗНИ (Целевая, Абсолютная Причина). Поэтому все в пространстве - времени направлено к наилучшему исходу, зависит от поставленной цели Высшим Источником Разума, Логосом, Богом. Все предметы в нашем пространстве-времени стремятся к центру, или находятся в условиях причинно-следственных причин. Поэтому целеполагание доступно только для человека как субстанциональному носителю свойств (акциденций) Абсолютного Разума, Логосу, Нусу. Но такая теория считается не научной. В целях обоснования научной теории требуется доказательства причины, но мы вновь сталкиваемся с противоречием, так как ЦЕЛЬ, как ПОНЯТИЕ, ПРИНАДЛЕЖИТ НАШЕМУ ПРОСТРАНСТВУ-ВРЕМЕНИ (апостерорное "явление") и в этой связи является множественностью идей. Потому что цель может ставить только РАЗУМНАЯ СУЩНОСТЬ, Единый Бог. В соответствии аналогичного представления нельзя опровергнуть разумность Творца. Наша Вселенная, планеты (масса, размеры, орбиты), законы Вселенной (сила притяжения, гравитация) природа находится в полнейшей гармонии. Значит есть Тот, Кто упорядочивает наш мир, Кто установил законы, математику, геометрию. Атомы не обладают разумом, их можно только просчитать, но не разумный атом не наведёт порядок во Вселенной. Поэтому ЦЕЛЕВАЯ ПРИЧИНА присутствует не только в человеке, но во всех живых организмах. В нашем мире присутствует полнейшая гармония, красота, разум и Причиной этого является Всемогущий Творец. Аристотель отдает приоритет метафизической природе сущности человека, то есть форме (свойству души), так как она ОТНОСИТЕЛЬНО активна (по отношению к Богу, как богоподобие), хотя и зависима от активности Бога, Перводвигателя. Потому что считает он, материя пассивна, изменяющаяся, стремящаяся к энтропии, смерти итд. и находится в условиях пространства-времени. Поэтому формальная причина (в пространстве-времени) связана с Целевой, как с Субстанцией идеального пространства. Поэтому ЦЕЛЬ- ЭТО ФОРМА, которая должна стать внутренне присущей вещи (эйдос, идея), - "одно возникает ради другого". То есть ПРИЧИНА РАДИ ЧЕГО (ЦЕЛЬ), в "том, что возникает и существует по природе". Поэтому в природе господствует ЦЕЛЕВАЯ ПРИЧИНА. В числе причин присутствует случай "тюхэ" и самопроизвольность (аутоматон). Но самопроизвольные действия не всегда могут быть случайны. Случайные и самопроизвольные причины подчинены Целевой Причине, так как они лишены права на самостоятельное существование, так как они не могут принадлежать Актуальной Действительности, а находятся в условиях пространства-времени. Поэтому случайное и самопроизвольное есть нечто второстепенное, чем Абсолютный Разум и природа (по всей видимости, растительная и животное свойство души у растений и животных (Аристотель, II, 6, с. 34). "Сущность и суть бытия, ДРУГОЙ причиной мы считаем материю, лежащий в основе - субстрат (материя), третье, - то, откуда идет начало движения, четвертый, - причину противолежащую" (только что названную), а именно ради чего (существует вещь) - это БЛАГО, - "ибо, БЛАГО ЕСТЬ ЦЕЛЬ ВСЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ и ДВИЖЕНИЯ" (Аристотель, I, 3). При этом объясняется суть бытия - почему вещь такова, какая она есть. Основание, восходяшее в конечном счете к принятию вещи как некоторой ПРИЧИНЕ и НАЧАЛУ. "Причина в одном смысле обозначает входящий в состав вещи (материал) из которого вещь возникает. В другом смысле так называется форма и образец, иначе говоря - понятие сути бытия (идеальное или материальное). Далее, ПРИЧИНА - это ИСТОЧНИК откуда берет свое первое начало изменение или успокоение. Кроме того, о ПРИЧИНЕ говорится в СМЫСЛЕ ЦЕЛИ, а "ЦЕЛЬ -это ТО, РАДИ ЧЕГО" (Аристотель, V, 2). Вещь обычно обязана своим существованием всем четырем ПЕРВОПРИЧИНАМ. Например, причиной статуи является и ваятельное искусство и медь. Первое- как источник движения, вторая- как материя. Но, действуют и формальная причина и Целевая Разум, Логос. Скульптор, создавая статую придает ей форму, которую он имел в мыслях как ЦЕЛЬ, определяющую все его действия, - НЕ СТИХИЙНЫЕ, а ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННЫЕ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ в случае успеха при реализации цели в материале и интелехиальные, то есть ЗАВЕРШЕННЫЕ, СОВЕРШЕННЫЕ в человеке. В деятельности человека присутствуют все четыре разновидности причин. Все четыре ПРИЧИНЫ ВЕЧНЫ, НЕИЗМЕНЯМЫ, так как принадлежат АБСОЛЮТНОМУ РАЗУМУ, ТРИИПОСТАСНОМУ БОГУ. ТРИЕДИНАЯ ПРИЧИНА мира у Платона, Аристотеля, Потина и вся классическая философия это - БОГ.