История кажется цикличной только в рамках одного из подходов (зародившегося в Китае - привет Сыма Цянь и его идее "конец и вновь начало", близкого также индийцам (четыре юги)), наибольшую известность получившему благодаря сторонникам идей Вико, Данилевского, Шпенглера и Тойнби. А вот, например, древние греки никакой цикличности не видели, все строго последовательно: золотой век, серебряный, медный, героический, железный. Не видели цикличности и иудеи, а потом и христиане (четыре сменяющих друг друга монархии, семь периодов у блаженного Августина). Не цикличность, а движение по спирали (восходящей), видели Гегель и его последователи (типа того же Маркса). Но что их всех объединяет? Все три взгляда на историю: линейный, спиральный и циклический являются телеологическими, то есть исходят из того, что у истории есть какая-то цель, к которой она и идет (одним из трех путей). Но есть ли у истории действительно цель, или ее просто хотят видеть люди?
Представление о цикличности связано еще и с тем, что люди смотрят на историю как будто в телескоп, из-за чего разные по своей природе вещи могут выглядеть одинаково из-за того, что видятся с большого расстояния. Но стоит отбросить телескоп и взять микроскоп, как мы увидим, что казавшиеся нам раньше одинаковыми явления на самом деле очень сильно различаются, а наши обобщения, которые мы делали с телескопом в руке - оказываются крайне поверхностными и ошибочными. Поэтому не история носит цикличный характер, а просто кто-то судит о ней на уровне широких обобщений.