Отношение к предмету исследования. Формально все понимают, что необходимо занимать позицию нейтралитета, но в реальности почти всегда вовлеченность в исследования чревато искажениями. Причем, по моим представления, скорее нужно говорить об искусственном завышении значимости темы и восторгах по поводу той или иной личности («стокгольмский синдром»), нежели субъективном негативизме («такой-то плохой»).
Отношение к истории в целом. Признаем ли мы изменяемость истории в зависимости от места и времени или она «незыблема»? Используем ли мы историю для «воспитания» или это чистое, лишенное социальных и идеологических функций знание? Отсюда — все вытекающие из этих рассуждений следствия и действия.
Отношение в другим историкам. Признаем ли мы полезность чужих мнений и школ или война-война?
Отношение к неисторикам. Еще один сложный вопрос. С одной стороны, в разговорах приходится преодолевать парадокс незнания, когда человек с улицы легко сообщает, мол, «кандидат наук, а таких простых вещей не знает». Можно включить инструменты «подавления» собеседника и добиться моральной победы. Но нужно ли? Как вообще историку существовать в пространстве, где основное историческое знание черпается из телевизора и учебников полувековой давности?
Отношение к чужой / зарубежной истории.
Отношение к неконвенциональной истории. Как известно, историческая наука консервативна и, в отличие от, может быть, множества других дисциплин, вырабатывается сообществом, а не отдельными гениями. Есть ли у нас место мысленным экспериментам, как в философии, и новым нарративам? Нужны ли нам новаторы, и как к ним относиться?
Я бы сказала, что историк должен забыть о всяких этических нормах, когда дело касается выбора темы исследования :) Не нужно пытаться всеми силами обелять что-то (например, свою страну) или кого-то. Не нужно репрезентировать... Читать далее
Редактор, канд. ист. наук, история культуры · 22 июн 2021
Ответ — однозначно да.
Но тема безграничная, и поэтому я бы просто выделил несколько блоков.
1. Отношение в предмету исследования. Формально все понимают, что необходимо занимать позицию нейтралитета, но в реальности почти... Читать далее
Очень хочется перефразировать завет Майи Плисецкой всем мечтающим о стройной фигуре - "не жрать" - так просто, и так действенно.
А историкам - хорошо бы "не врать" - ведь тоже не очень сложно. На первый взгляд. При ближайшем... Читать далее
Разумеется у историков, как и у любой другой профессии, есть своя этика (а не должна быть). Без этики продуктивная научная работа в невозможна. Другой вопрос, что придерживаются ли этических норм сами историки? Ответ, далеко не... Читать далее
Я бы поставил два тезиса.
1) Изучать процессы без оценок.
Оценок наставить успеют и без ученых. Ученый не должен писать о мерзавце Гитлере или кровавом тиране Сталине, ученый должен увидеть и описать причины политических и... Читать далее
Разнорабочий на стройке.Временно неработающий.Не... · 18 июл 2021
Ассалому алейкум.Обязательна должна быть, ко всему подходить беспристрастно,и не врать.Историю мы толком не знаем,пример:очевидцы второй мировой войны ещё живы,а трактуется в разных странах она по разному.Или:мы читаем в учебник... Читать далее
Интересный вопрос. Никогда не задумывался Вопрос застал меня врасплох. Могу только сказать, что сталкиваясь с коллегами-инженерами я понял, что существует историческое мышление. По себе сужу, что первые три курса истфака ( а... Читать далее
Любая профессиональная деятельность не может не иметь своей профессиональной этики (хотя бы в зачатке этических представлений).
Я бы сформулировал вопрос иначе: "Как историки разных исторических периодов, разных стран и... Читать далее
Мне кажется, что таковая этика должна заключаться прежде всего в двух вещах: максимально возможном отходе от эмоций, этаком "историческом цинизме" а-ля медики, и чётком отделении фактов от их интерпретаций. Вещи это в общем-то... Читать далее