Очень хороший вопрос. Давайте начнем с того, что в так называемой классической русской литературе финансовая грамотность была героям не нужна. Не было рынка, была его имитация. Если Вы помните, то суть дохода Евгения Онегина была в унаследовании имений от папы и дяди. Папино он отдал за долги, дядя умер вовремя, имея не так много долгов. Жизнь Онегина, Печорина, героев Достоевского и Толстого представляла собой вечный кутеж с незаконно нажитых имений. Рынок в России стал образовываться к концу 19 века, но при этом финансово не грамотны были писатели. Например, Достоевский не смог осилить мысль Лужина о том, что если каждый будет богат, то и все будут богаче. Достоевского от этого простого постулата на уровне первоклассника скукожило и больше не попустило. Толстой выдал в своих сочинениях совершенно глупую теорию аграрной реформы, над которой можно только смеяться теперь.
Даже у Чехова больше сожаления о "Вишневом Саде" чем радости за новое время. Хотя Дядя Ваня хотя бы занимается уже хозяйством - и то хлеб.
Чичиков и Штольц - наиболее близкие к пониманию экономических процессов люди. Но Чичиков вынужден работать с серыми схемами, а Штольц оставит наследникам небольшое состояние, которое разворуют российские чиновники и уничтожат революционеры, - сути развития страны он не понимает. Кроме того, он ведет свое дело в условиях ограниченной свободы рынка и фактического наличия рабства, что не может не отразиться на его методах, - но нам их не описывают.
Литература серебряного века дала нам писателей, которые исповедовали ложное коммунистическое понимание экономики - Маяковский, Блок, Горький и писателей, которым было наплевать на экономику и на жизнь вообще - их поиски были устремлены в другие сферы.
Советская литература экономикой не занималась, ее задача была - выйти из под цензуры в политическом плане.
Литература же девяностых и нулевых отразила в экономических поисках в основном тоску разрыва с государственной опекой - героями стали бомжи, разорившиеся бизнесмены, братки, незаконно посаженные, чеченские герои, - и опять как нет так и не было успешного бизнесмена-героя. Это, если честно, большой недостаток российской литературы вообще.