Есть два историка донских казаков: Евграф Савельев и Андрей Андреевич Гордеев. Савельев выводил казаков от скифов саков, объясняя слово казак, как аз-сак, азовский сак. Другое название казаков азы ( отсюда Азов и Азовское море ) или ясы наших летописей. В наших летописях горы Ясские да Черкасские - это Кавказ. Часть ясов убежала от монголов Батыя в Венгрию и поселилась в Ясшаге, об этом остались сведения в венгерских исторических документах. Если летописец хотел сообщить о географическом месте проживании предков казаков, а не об этнической принадлежности, то он использовал слово касоги, жители донских степей. Часть ясов покорилась монголам, оставалась верной Тохтамышу и была вырезана воинами Тамерлана. Дело в том, что Тамерлану явилась во сне Богородица и запретила идти на Русь. Тамерлан пошёл по Дону на Кавказ и истребил многочисленных ( по свидетельству современников генуэзцев )русскоязычных донцов. Спасшиеся убежали к единоверцам на Русь и с того момента в наших летописях появились казаки рязанские, новгородские, московские. Почти в каждом городе русском была казачья слобода. Потом двести лет казаки потихоньку возвращались на Дон, на Дедовщину, которая полностью обезлюдела так, что у русских людей получила название Дикое поле. Впервые казаки засветились в исторических документах в 948 году у Константина Багрянородного."Выше Зихии лежит земля, называемая Папахией, а выше этой страны лежит так называемая Касахия . Выше Касахии находятся Кавказские горы, а за горами земля Аланская." Второе упоминание о казаках относится ко времени Куликовской битвы. "И когда благоверный Великий князь Дмитрий с победой в радости с Дону-реки, и тогда тамо, народ христианский, воинского чину живущий, зовомый казаций, в радости встретил его со святой иконой и с крестами, поздравил его с избавлением от супостатов агарянского языка и принёс ему дары духовных сокровищ, уже имеющиеся у себя чудотворные иконы, во церквах своих. Вначале образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, крепкой заступницы из Сиротина городка из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.
Того ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы Донския, зане к Великому князю Дмитрию Ивановичу донския казаки, уведав о пришествии благоверного вел. князя Дмитрия Ивановича в междуречьи Дона и Непрядвы, вскоре в помощь православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя Богоматери образ в дар благоверному вел. князю Дмитрию Ивановичу и всему православному воинству в сохранение, а на побеждение нечестивых агарян, вручеща."
Это 1380 год. Ещё и русских-то нету. В смысле, великороссов, а казаки уже есть.
Андрей Андреевич Гордеев выводил казаков из тех русских юношей и девиц, которых собирали на Руси татары в качестве дани. Каждый год Русь должна была платить дань кровью: каждого десятого юношу и каждую десятую девицу татары угоняли в Орду. Вот потомки этих "янычар" и составили казацкий этнос.