Как существо, обладающее индивидуальным сознанием (и, предполагаю, душой) - нет, не согласна. Но согласна в той части, которая потребна материализму атеистического направления (ибо есть еще материализм пантеистической и дуалистической интерпретаций, а там сложнее).
То, что формулирует Бехтерев, относится целиком и полностью к сфере моральной мотивации атеиста, для которого нет и не может быть индивидуального бессмертия (бессмертия души), но при этом он, как и любой нравственный человек, имеет право нервно среагировать на приведенную в тексте цитату: "если бессмертия нет - то всё дозволено".
Здесь я тоже позволю не согласиться с формулой Достоевского "если Бога нет...". Поскольку убеждена: основания религиозной веры - не в потребности к дополнительным, внешним мотиваторам нравственного чувства. Существует же светская этика, я уж не говорю о законах с их карающей механикой. Я, например, верую не потому что боюсь ада и гнева Божия. Я, (как Портос) - верю потому что верю. Так вот устроена моя психика. И не представляю своего мира без сложной системы координат, имеющей духовные исходные основания.
Бехтерев где-то рядом (хотя он щепетилен в вопросах религиозной морали и боится обидеть верующих людей). Он смещает акценты с "я индивидуальное" на "я социальное" и "я духовное". При этом "я социальное" и "духовное" у него тождественны. Он обосновывает, что социальное бессмертие выражает себя в крупицах духовного творчества каждого человека, отданного на благо всему человечеству. В этом и заключается основа нравственности для атеиста. Ее золотое правило, это правило строителя лучшего будущего для своих детей, внуков, правнуков. Будущих поколений. Оно, правило это, очень созвучно нравственной идее, озвученной немного позднее. Вспомним фразу Островского: жизнь прожить надо так, чтобы не було мучительно больно. За бессмысленность и бесцельность, за то что не сделал ничего для людей, а мог бы. Мог бы.
В свой последний час столкнуться с подобными мучениями - это страшно на самом деле. Значит, есть она, эта нравственная основа, независимая от наличия или отсутствия бога в чьей-то конкретной жизни.
В дальнейшем, после революции, эта и подобные ей теории сложились в общее представление о культурно-историческом бессмертии людей, привнесших свою созидательную лепту в дело строительства справедливого, счастливого будущего.
В принципе, теория Бехтерева о социальном бессмертии - это на самом деле действенный вариант атеистического мировоззрения по отношению к небытию. Да, в индивидуальном плане мы умираем навсегда. Уходим в сон без сновидений. Вспоминая с улыбкой бессмертные слова Эпикура: "Пока мы живы, смерти нет. Когда смерть пришла, нас уже нет. Нечего бояться". Здесь только сам человек - судья самому себе.
Что может в ней не устраивать, в этой теории социального бессмертия В.М. Бехтерева? Да всего один маленький момент. Любому идеалисту, философскому, религиозному, - с детства позарез необходимо увидеть то самое, от чего захватывает все существо человеческое. Исходную тайну мироздания, Плотиновское Единое - вечное сияние чистого разума и абсолютного добра. А затем хоть в ад, хоть в рай, хоть в небытие кромешное. Мы разные всё же. Я вот с этими различиями примирилась немного, хотя тяжелые одинокие мысли великих ученых о смыслах и причинах, от Анаксимандра до Эйнштейна, через Платона и Аристотеля, через Иисусовы заповеди - они мне, допустим, ближе чем Бехтерев и вся эта немного странная история с институтом мозга человека.
Всё-таки тайна сия велика есть. И она дает о себе знать несмотря на весь очевидный оптимизм теории социального бессмертия. В том числе и моральный.