Понимание, в том значении, в котором Вы его применяете в своём вопросе, значит выделение определённых свойств объекта. В данном случае, себя самого. А любые свойства любого объекта проявляются только во взаимоотношении с другими объектами. В данном случае, с другими людьми. Про человека, не вступающего ни в какие взаимоотношения с другими людьми и миром (случай гипотетический), мы ничего сказать не можем. Так же и он сам ничего сказать о себе не может, поскольку его особенности никак не проявляются.
Человек, например, говорит, что он высокий. Но данное утверждение значимо только по отношению к другим людям (вспомните Гулливера в стране лилипутов). Человек считает, что он красивый, но по отношению к окружающим его людям. Мы говорим: "Я добрый". Но мы так считаем потому, что находимся в определённой культуре с её понятием доброты, и нас окружают иные люди, с которыми мы себя сравниваем.
Более того, наши особенности проявляются не просто в сравнении с другими людьми (и другими объектами мира), но в процессе действия с ними - взаимодействия. Например, мы не можем понять, что трудолюбивы, пока не сравним свою деятельность с деятельностью других людей. При этом, естественно, и они сравнивают нас с собой.
Общие критерии, по которым мы все себя сравниваем друг с другом, рождены из самих условий нашего существования. Так, мы говорим про человека, что он - герой, потому что пожертвовал собой ради других людей. Но так можно считать только в мире с определёнными свойствами, где смерть есть окончание существования. Представьте, что ны находимся в мире, где смерть - это явление обычное и с каждым случается по несколько раз на дню. Нужно просто начать ситуацию заново, как в компьютерной игре. Самопожертвование сразу лишается героического ореола, становясь просто необходимым тактическим ходом или неловкостью (как споткнулся).