То, от чего смерть будет избавлением. В общем случае - предельные, нечеловеческие мучения. И физические, и духовные.
Физические муки — муки подвергаемого жестоким пыткам или муки больного могут быть так ослепляюще беспредельны, что сама смерть перестанет быть страшна.
Или, как писал Чак Паланик (и я не могу не согласиться) — говорят, что хуже смерти только ее ожидание. Нам, живущим, смириться с неотвратимостью смерти, а то и вовсе про нее забыть, позволяет незнание того, когда наступит наш час. Если же момент известен и судьба предрешена, как, например, у осуждённого на смертную казнь, то ожидание смерти становится опять же мучением, выходом и избавлением от которого становится сама казнь.
А во многих случаях в том числе и ожидание смерти другого человека становится невыносимее потери собственной жизни.
Любой пример добровольного жертвования своей жизнью — это пример как раз того, что для конкретного человека есть что-то, что для него хуже смерти. Для кого-то, например, знать, что он мог спасти другого человека, но не спас, может быть хуже смерти. Ему такое знание будет мучительнее смерти, поэтому он и выбирает, например, спасти ребенка из огня или прикрыть товарища в бою или прыгнуть в ледяную воду с моста за упавшим троллейбусом. А для кого-то страшнее смерти может быть предательство. Другого человека, веры, идеи.