Чтобы понять суть успеха Half-Life 1 и Half-Life 2, достаточно посмотреть на то, какими были игры до Half-Life. Просто представьте – ко времени выхода Half-Life 1 высшей точкой жанра шутеров был Quake 2. Отличная игра сама по себе, а также то, на чем был основан HL1. Однако, этот шутер был основан исключительно на стрельбе. И это не преувеличение – все что было в Quake 2 – это стрельба. Тут не было истории, не было диалогов, не было NPC или ИИ как такового. Вы получали пушку в начале игры и просто стреляли по всему что движется до самого конца. Именно таковым было состояние жанра в то время.
После этого, подобно Космической Одиссее, на сцену вышел Half-Life, показав абсолютно всем то, чем может быть FPS. Игра начиналась не с того, что вы появлялись в команде с пушкой, а постепенно разворачивалась по мере исследования комплекса и изучения жизни Черной Мезы. Если уж говорить об оружии, то в начале игры у вас его даже не было.
NPC в Half-Life стали говорить с вами – обращаясь по имени, и они выглядели так, словно осознают присутствие игрока. Они помогали двигаться по игре, также указывая на дополнительные вещи представляющие интерес, предоставляя детали и контекст. Half-Life стал шутером с историей, в середине которой резкий поворот в стиле Шьямалана. Half-Life стал одной из первых игр, которая уважительно относилась к истории и сюжету.
Тут же был и продвинутый на то время ИИ. Вместо тупой атаки лицом вперед, противники-люди прятались за укрытие, стреляли из безопасных мест и выманивали гранатами. Инопланетные противники могли пугаться и убегать за помощью других тварей.
Еще одной ключевой особенностью стал отказ отделять игрока от его роли. В то время, когда нам представляли историю, ее обычно повествовали через видео или специальные кат-сцены, которые давали вам понять – что вы тут скорее зритель. Однако в Half-Life вы перманентно брали на себя роль Гордона Фримена, переживая то, что переживал он.
Нельзя переоценить важность Half-Life для жанра FPS. Для своего времени он был невероятно гениальным шутером – и стал той игрой, которая проложила путь для всего жанра.