На момент падения Константинополя в Западной Европе и Московии были конечно свои проблемы. Однако реакция на падение столицы христианской империи всё же была и общий фон произошедших событий был довольно печальным и трагичным.
Иллюзии касательно неприступности городских стен Константинополя были разрушены в Европе ещё в 1204 г., однако образ византийской столицы как какого-никакого центра христианского мира все же сохранялся. А потому реакция православных стран и церквей была примерно понятной - разочарование и плачи.
Другая сторона падения империи - потеря итальянскими республиками Генуи и Венеции эффективного рынка сбыта. Последние понесли в результате падения ромейской столицы особенно большие потери - во время осады погибло около 550 венецианцев и критян, и убытки составили 300 000 дукатов. Поэтому вести о падении Константинополя в Венеции также были встречены плачами по погибшим.
Папский престол тоже не сидел на месте. Во всяком случае в течение первых нескольких лет после гибели Византии Рим пытался организовать новых крестовый поход - собирал войска и флот для захвата османских островов в Средиземном море. В этом деле особую активность проявляли кардиналы Исидор (бывший митрополит Киевский), Виссарион и Сильвио Пиколломини (будущий Пий II). Однако общий фон европейских событий и низкий авторитет папской власти свели все начинания на нет.
Появились различные сочинения бывших византийских историков, осмыслявших произошедшие события с протурецких (Михаил Критовул), национальных (Георгий Сфрандизи) и даже латинофильских (Михаил Дука) позиций. Начинаются попытки ответить на вопрос "Почему пала Византия?" и "Что она оставила после себя?".
В России получила распространение
эпическая "Повесть о взятии Царьграда" Нестора Искандера, который, вероятно, являлся очевидцем осады со стороны турок. Впоследствии образ крушения империи активно использовался в русских политических проектах, где нужно было изобразить ту или иную причину падения "греков". Так что миг падения Византии в России не забывался ещё долгое время, хоть и не совсем очевидной причине.
Примерно такой же подход можно заметить и в европейской литературной традиции. Немецкий поэт Михаэль Бехайм написал на падение Константинополя стихотворение "О турках и дворянстве", в котором акцент сделан скорее на турецкой угрозе, а не на смерти Византии.