Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Пакт Молотова-Риббентропа — это сговор с нацизмом или отсрочка начала войны?

ИсторияПолитология+2
Дмитрий Каспийский
  ·   · 24,2 K
Кандидат исторических наук. Специалист по истории...  · 18 нояб 2021  ·
asocial_gumoMEM
Я вообще не люблю такие броские фразы, как "позорный сговор", все-таки речь должна идти не об осуждении (или восхвалении), а об оценке с точки зрения исторического контекста. А он такой. В 1939 году у СССР была реальная вероятность войны (или как минимум серьезных столкновений) с Японией: год назад был конфликт на озере Хасан, а с мая по сентябрь 1939 года - столкновения на Халхин-голе. При этом надо учитывать, что у Японии с Германией (и Италией) было подписано "Японо-германское соглашение по обороне от коммунизма" (более известное как Антикоминтерновский пакт). В условиях того, что Англия и Франция отказались от заключения полноценного военного соглашения с СССР в то время, как уже всем было очевидно, что Германия готова воевать с Польшей, СССР вставал перед реальной опасностью войны на два фронта. Германия, в свою очередь, могла оказаться перед такой же альтернативой - если бы Англия и Франция все же решили бы помочь Польше не на словах, а на деле, то вполне возможным было вступление СССР в войну на стороне союзников. В условиях, когда обе страны опасаются войны на два фронта, вполне логичным было желание обезопасить себя от этого за счет заключения договора о ненападении.
Вопрос с отсрочкой начала войны между Германией и СССР на самом деле очень непростой. Изначально Гитлер видел своим главным врагом Великобританию, но для войны с ней необходимы были значительные ресурсы, которые Германия планировала получить от СССР - либо за счет союзнических отношений (ведь в ноябре 1940 года Гитлер предложил Молотову присоединиться к Пакту трех держав), либо, если понадобится, за счет завоевания (собственно именно после провала тех переговоров Гитлер приказал готовить план Барбаросса). Поэтому говорить об отсрочке войны с Германией мы можем говорить только постфактум, в реальной истории на момент заключения пакта о ненападении все было далеко не так очевидно.
Канал на Дзене - ИстАдмин. Статьи по истории в разных ее вариацияхПерейти на dzen.ru/ist_admin
1 эксперт согласен
Попытка отсрочить начало войны
@Костантин Островский, кому это было на руку в сентябре 1939?
Отличный ответ. Только на счет Англии не согласен. Гитлер не считал её врагом никогда. И план нападения на СССР был разработан уже в 1939 году. И после поражения Франции в Германии реально обсуждался вопрос о нападении на СССР уже осенью 1940. Так что предложение присоединиться СССР к пакту трех это блеф чистой воды. Вообще нужно понимать что в тот исторический период подписанные на бумаге соглашения стоили не дороже этой бумаги. Примеров масса, вам ли не знать.
@Алексей Урываев, я оперирую только фактами, а не додумками по поводу того, кто и чего хотел. План войны против СССР был подписан 18 декабря 1940 года. Значит до этого война на востоке на повестке дня у Германии не стояла. А вот с Великобританией она вовсю велась.
сговор был ляхов и германцев по разделу Чехословакии, но затем немцы их обманули , как и нас..
И в Москве и в Берлине прекрасно понимали что война неизбежна. Поэтому можно отбросить все второстепенные политические ходы, и просто сказать - Сталин боялся войны и хотел ещё подготовиться, выждать время, надеясь на пакт как отсрочку. Ясно, он не ожидал от фюрера наглого и подлого хода....
Какие же полоумные стратеги! Начать такое безумие.
Это наш вечный позор, кто понимает.
Это вливание в дружную семью западных держав 14-м в очереди. До этого "пакта" с Гитлером такие же договоры заключили почти все страны Европы. Но их же ругать нельзя...
Если сущность пакта СССР с немцами перед ВОВ до сих пор не понятен, хотя это явная тупость безграмотного самозванца персидского цыгана осетина Сталина, то как понять навязанный им советскому народу ленд-лиз с США, как не вечной кабалой, по которой бедные россияне (уже 30 лет без союзных республик) платят валютой богатым американцам с 1941 года, и должны этого делать по 2035 год?
В 1939 году Красная армия имела больше преимущества перед армией Германией, чем в 1941 году, отсрочка оказалась намного выгоднее Германии.
Главным врагом Германии была Франция, читайте Майн Кампф. Про "земли и поход на Восток" потом высосали из пальца коммунисты СССР.
Коммунисты много фальшивок выдумали, и "цитат" с "предвидениями" Сталина, и якобы высказываний о нем - вроде фальшивой фраза Черчилля о Сталине: «Принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой».
На самом деле мнение Черчилля о Сталине: «Что касается стратегии, политики, умения предвидеть и компетентности, Сталин и его комиссары показали себя самыми одураченными бездарностями Второй мировой войны.» У.Черчилль «Вторая мировая война», 1948—1953гг. (мемуары) .
@Erik, только В.Суворова нашего Резуна. Уж он-то на сию тему и вокруг нее как только не топтался!
Какой "сговор"? Сталин вернул земли по линии Крезона. В 1945 году именно ее союзники по антигитлеровской коалиции взяли за основу при установлении границы между Польшей и Советским Союзом.
К сожалению, бездумное повторение советского агитпропа. Изобретшего бредятину про какое-то "отсрачивание", которое с тех пор как попугаи повторяют, не думая. В 1938 году, опять-таки по версии того же агитпропа - Сталин в одиночку брался разгромить Германию - причем далеко от своих границ. Но вот поляки-гаденыши не пропустили его доблестные войска.
Так с чего вдруг обкакался и бросился "отсрачивать"?!
Состояние вермахта на 1939 год известно - несравнимо слабее, чем в 1941. И никакого боевого опыта. Он бы просто завяз по пути на Москву, при минимальном сопротивлении РККА.
Матчасть РККА тоже сейчас известна: уже тогда Сталин имел больше танков, чем все армии мира вместе взятые. И по остальной машинерии вермахт не мог равняться с РККА.
Никаких оснований бояться Германии у Сталина не было.
А если отбросить агитпроповское вранье - то договор с Гитлером был вполне логичным шагом с имперской точки зрения: прирезание приличного куска территории и гарантия невмешательства в прирезание других кусков. Англия с Францией такого пообещать Сталину не могли. Какой император от такой комбинации откажется?
Вот и весь "секрет".
Все очень логично и очень понятно. Вот только это не лезет в сказки об офигенном миролюбии сталинской империи. И в гениальные предвиденья Сталина.
Который увы, допустил просчеты, недооценив Гитлера и очень плохо подготовившись к войне. И со своим гениальным провидчеством проворонивший 22 июня.
@Тимофей Бондаренко, Не прирезание кусков, а возвращение Российских территорий. Принципиальная разница.
Конечно, надо было бы расправиться с Гитлером в 1939 году, наплевав на отказ Польши. Тогда весь мир провозгласил бы Россию агрессором. Но - это мелочи.
Россия на это не пошла.
А теперь представьте себе удар Гитлера по Ленинграду не от Выборга и Вильнюса, а от Нарвы и Сестрорецка. Вряд ли Ленинград удалось бы отстоять. Стратегические последствия падения Леринграда в первые же дни войны были бы ужасны.
И 22 июня Сталин не проворонил. 18 июня был отдан приказ о приведении войск в боевую готовность. Потому на Западном Фронте и случился провал - что Павлов не выполнил этого приказа.
Это не в оправдание Сталина, а в уточнение исторических фактов.
Комментарий был удалён за нарушение правил
@Дмитрий Ремезков, с Польшей пакта не было. Гитлер разорвал его в апреле 1939 года.
Профессиональный литератор  · 10 дек 2021
Начнем с языка вопроса (и ответа). Начало немного странное, но необходимое. В русском языке существует четыре языковых стиля: разговорный, литературный, научный и официально-деловой. Так вот, язык Вашего вопроса (по его... Читать далее
Историк-китаист, к.и.н., н.с. отдела Китая ИВ...  · 18 нояб 2021
Вы так говорите, будто одно противоречит другому. Не нужно забывать, что следствием пакта Молотова-Рибентроппа стали, помимо прочего, ввод советских войск в ряд стран Восточной Европы и война с Финляндией. Вряд ли эти шаги были... Читать далее
Ничего никому не противоречит. Можно еще написать с десяток причин, как и "за", так и " против". Тем... Читать дальше
Адвокат потерпевшего по уголовным делам   · 2 дек 2021  · poterpevshim.ru
Указанный пакт это документ регулировавший "текущую" ситуацию. договоренности: воздержаться, не вступать, не поддерживать, заключенные на 10 лет были обречены. Стороны зафиксировали состояние дел на текущую дату. Говорить о... Читать далее
Адвокат, специализирующийся на защите прав и интересов потерпевшихПерейти на poterpevshim.ru
Научные заметки о жизни: zen.yandex.ru/id/5c434983...  · 31 мар 2022
Это обычная для того времени дипломатическая практика. Все со всеми договаривались, старались выторговать лучшие условия взаимодействия. И совершенно не считаясь с "имиджевыми потерями" нарушали договоренности, как только они... Читать далее
преподаватель вуза. Увлечения - история.  · 3 янв 2022
В реальной ситуации лета 1939 года это было единственно возможное решение для СССР избежать войны с объединенным капиталистическим миром. (Кстати сказать, если бы Россия оставалась кап. страной, империей, было бы то же самое... Читать далее
1 эксперт согласен
Алекс Варна
подтверждает
14 мая 2022
Ну що сказати... це исторично, це фактично!!!
В прошлом внештатный инспектор советской милиции:...  · 18 нояб 2021
Мудрый правитель не бездействует из опасения вызвать войну, ибо знает, войны нельзя избежать, можно лишь оттянуть ее начало к выгоде противника.
Цитата из книги «Государь» Никколо Макиавелли.
1 эксперт согласен
Алекс Варна
подтверждает
14 мая 2022
Хоть это и не ответ на вопрос, но уж больно мысль хороша!
Младший дворник Лозинского гетто  · 18 нояб 2021
Тут предложили пару попыток анализа, давайте посмотрим на проблему с ещё одной стороны. Тут писалось про Антикоминтерновский пакт и много ещё про что, про войну с Великобританией там и т.д. А что нам говорят замыслы участников... Читать далее
Не будь пакта, немцы, через Эстонию, на второй день захватили бы Ленинград, Минск рухнул бы на третий день, а до... Читать дальше
Профессиональный ученый, интересы самые разные...  · 10 дек 2021
Это вполне логичный с имперской точки зрения ход. Пусть Гитлер терзаем европу, а мы свои владения прирезать будем. И какая нафинг отсрочка?! Сталин что, идиот был, и не понимал, что Гитлер тут же нападет на Польшу, а Англия и... Читать далее
"Сталина волновало прирезание территорий" - вообще-то Сталин после войны вернул Польше "прирезанные территории" в... Читать дальше
Профессиональные знания в строительстве. Как...  · 18 нояб 2021
Ни то, ни другое. Как говорили в 2014 году, цитируя якобы Черчилля - "Кто вместо войны выбрал позор, получит и позор и войну". Вот и получили. И сговор с нацистами и войну с ними же. Политически всё выглядело как сговор... Читать далее
СССР последним в Европе подписал договор о ненападении с Германией. О каком сговоре с нацистами может идти речь в... Читать дальше