Вопрос интересный, но надо понимать, что такие решения не появляются "вдруг из ниоткуда". Вопрос Крыма, военных баз и морского урегулирования решался 33 года, с 1991 года. То есть сначала должно пройти 33 года (или какой-то сравнимый срок) попыток решения своих проблем внутренними путями.
При этом условные крымчане в 1995 году хотели в Россию, но как-то так, пассивно, пока было непонятно, что происходит. Они захотели в Россию сколько-нибудь деятельно в процессе путча-майдана, когда стало ясно, что пророссийские регионы могут сейчас огрести реально неприятные вещи. А за 33 года улучшений не было. И они напросились не в Турцию сразу, а в ту страну, которая им ближе по менталитету. Здесь прослеживается довольно четкая историческая и политическая логика.
То есть чтобы произошла описанная Вами ситуация, должно быть:
- несколько десятилетий накопившихся проблем, которые власти не решали и не собирались
- какие-то резкие перемены во власти, от которых люди ждут исключительно резкого ухудшения своего положения - не столько в экономическом вопросе, сколько в формате общей безопасности.
- Чтобы реально было куда прислониться от России в максимально комфортном для рядовых граждан режиме (например, 150 лет смешивания турецкого и русского языков), причем чтобы "принимающая сторона" как-то была не против.
На фоне такой ситуации власть погрязла под грузом совсем других проблем и уже не может полноценно удерживать регионы. Вспомните Ичкерию 1990-х. Власть может что-то высказывать, будет пробовать использовать местный режим, но она не способна противостоять такой ситуации. Поэтому такие референдумы проходят вполне беспроблемно.