Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какой медиум является центральным для современного искусства?

И почему? Выразительное средство: например, живопись, перформанс и т. д.
Искусство и культураФилософия+2
Анонимный вопрос
  ·   · 8,1 K
Лучший
Куратор выставочных программ Центра Вознесенского  · 7 дек 2021
Если говорить о каком-то центральном медиуме искусства, то следует обозначить ситуацию, в которой мы сейчас находимся. И эту ситуацию я бы назвал концом большого проекта современного искусства — в том смысле, какой в него был вложен несколько десятилетий назад.
Нужно понимать, что мы находимся в России, и идея современного искусства для нас — во многом заимствованная. Все главные институции современного искусства изначально находились на Западе — в Европе и Америке. В Россию современное искусство попадает благодаря журналам, каталогам, реконструкции теорий, трендов, мировоззрений и подходов к производству искусства.
И именно в тот момент, когда происходила адаптация этого большого проекта в России, тогда, собственно, и существовало современное искусство в пределах его исторической оси. И такие смотры, как Documenta или Венецианская биеннале, безусловно, устанавливали определенный канон. Но сейчас эпоха импорта закончилась — началось импортозамещение, совпадающее с диверсификацией искусства внутри глобальной современности. Все больше появляется как artist-run галерей, так и новых способов дистрибуции — например, агрегаторов и NFT-инфраструктур. И в каждой отдельной подобной области искусства есть свой ключевой медиум.
Если мы говорим об биеннальном искусстве, которое, как правило, показывается на международных сборных проектах, то здесь центральным медиумом является инсталляция. И это связано с тем, что перед такими проектами стоят определенные дискурсивные задачи. Например, большие проекты, как правило, раскрывают какую-то общественно значимую тему, отвечают на вопросы: как сосуществовать, как решать проблемы, стоящие перед человечеством, не только философские, но и прикладные, связанные с позднекапиталистическим укладом мира.
Инсталляция — синтетический жанр, объединяющий разные технические и дискурсивные достижения, а еще это наиболее театрализованный и иммерсивный способ представления искусства. Именно эти особенности позволяют погрузить зрителя в ситуацию, передающую серьезность и ценность какой-либо идеи или события.
Если мы будем говорить об искусстве, демонстрируемом на специальных сайтах-агреаторах вроде TZVETNIK или OFLUXO, то для них центральным медиумом будут являться скульптура (или же объект) и обязательная сайт-специфичность. В коммерческих галереях живопись все еще занимает центральное положение, являясь самым ликвидным товаром рынка искусства.