Не соглашусь с постановкой вопроса, но попробуем разобраться почему автор предложил обсудить вопрос о снижении престижа ВО.
В нашей стране осуществляется реформа высшего образования, следуя Болонскому соглашению (с 2003 г).
Как было до этого?
- конец 80-х годов СССР: 457 государственных ВУЗов- 2,5 млн.студентов,
- С 90–х до 2003 годов: 593 государственных ВУЗа и 487 частных новообразований в сфере высшей школы -7 млн. студентов.
Мы видим, что фактически это был неуправляемый и неконтролируемый процесс самоуничтожения образовательной системы, все выживали как могли, поддержки и контроля со стороны государства практически не было.
После подписания Болонского соглашения резко сократилось количество учебных заведений и их филиалов. Болонская декларация по сути управляется европейскими промышленниками и представляет глобальную модель для подготовки кадров для бизнеса. От нашей страны в Совет по повышению конкурентоспособности входят 6 представителей ( Г. Греф, Д. Ливанов и другие) и 7 иностранных представителей капитала. Они и определяют развитие новых технологий, фундаментальных наук, согласно своим представлениям. План таков: 21 вуз встроить в глобальную систему образования и 5 российских вузов в топ-100.
Вузы объединяют, сокращают количество лекции, большее время отводится на самоподготовку, все это отразится на знаниях. Мобильность образования оказалась фикцией из-за разницы программ и дисциплин, а также отличий в системе оценивания. Реформаторы сами нечетко представляют двухступенчатую систему: бакалавриат и магистратуру как последовательную цепь, объединяющуюся на высшем уровне -докторантуре.
Похоже встраивание нашего образования в глобальную конструкцию, с пока сомнительными перспективами, постепенно разрушает остатки фундамента высшего образования. Именно падение качества образования социологи связывают с реформами.
Кроме того, оно становится менее доступным, поскольку плата за обучение растет. Студент учится дистанционно из-за пандемии.
Еще важная проблема - найти работу по специальности и применить знания, полученные в вузе (они устаревают). Все это наталкивает на мысль, что престиж высшего образования падает.
Я не соглашусь с такой постановкой вопроса. У нас есть один вуз, который к Болонской системе присоединился на 10 лет раньше и его выпускники отлично зарекомендовали себя как специалисты в своих странах. Кроме того, по прежнему востребованы выпускники МГТУ им. Баумана,МФТИ, МГУ и других вузов за рубежом, конечно же, и в своей стране. Человек, имеющий хорошие знания, найдет им применение. Знания - это престижно!