Во-первых, поезда гораздо удобнее при путешествиях на небольшие расстояния. Аэропорты расположены далеко от города, там сложная система безопасности, они зависят от погоды и так далее.
Скажем, от Москвы до Челябинска расстояние по железной дороге — 1900 километров. Скоростной поезд преодолеет его за 6 часов, и это далеко не рекорд, самолёт — за 2.5 часа. Но прибавьте сюда час дороги до аэропорта, полтора часа внутри аэропорта, час дороги из аэропорта — и выходят те же шесть часов. Какой смысл тогда лететь дорогим и неудобным самолётом, если можно ехать комфортным, дешёвым и почти не зависящим от погоды поездом?
Японские рейсовые синкансены развивают скорости более 400 км/ч, фактически это половина крейсерской скорости турбореактивного самолёта и быстрее, чем турбовинтовой самолёт. И это — обычные традиционные железные дороги, никаких монорельсов, маглевов и прочих экзотических технологий.
Помимо вышесказанного, поезда намного экологичнее. Самолёт с электродвигателем, даже если кто-то всерьёз возьмётся построить пассажирский электролайнер, в лучшем случае будет развивать 300 км/ч (поскольку реактивный двигатель на него не поставить). Высокоскоростные поезда же как раз на электротяге.
В сухом остатке — покрыть европейскую часть России, где проживает 3/4 населения, высокоскоростными поездами, вполне возможно. За 6 часов при скорости 300 км/ч можно доехать из Мурманска до Воронежа, от Екатеринбурга до Краснодара, от Санкт-Петербурга до Астрахани. Сибирские и дальневосточные миллионники тоже находятся довольно близко друг к другу: Новосибирск, Омск, Красноярск, Нерюнгри, Якутск, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, Пекин, Харбин, Урумчи, Сеул, Нур-Султан — все эти города находятся на расстоянии не более 2.5 тысяч километров от Иркутска.
Да, из Москвы в Южно-Сахалинск поездом ехать недобно, это правда. Но, если мне надо будет поехать во Владивосток, и у меня будет выбор между 12 часами в самолёте или тремя ночными перегонами (скажем, Москва-Челябинск, Челябинск-Новосибирск, Новосибирск-Владивосток) я бы наверняка выбрал второе. Особенно если на обратном пути я бы мог сделать остановки в других городах — скажем, Омске и Улан-Удэ.
В сухом остатке — самолёты требуют меньших капитальных вложений и могут быть оперативно развернуты в любом направлении. Но они гораздо менее удобны, надежны и экологичны.