В настоящее время групповая динамика как одна из нетрадиционных методик взаимодействия учащихся и педагогов в обучении взрослых становится все более востребованной и популярной. По сути, групповая кинетика (динамика) представляет собой совокупность изменений, которые происходят в группе за определенный период. Ее особенности зависят от взаимодействия учащихся между собой (внутренние факторы), а также работы с педагогом/тренером (внешние факторы) на различных этапах/фазах обучения. В Интернете можно найти ряд публикаций по данной проблематике («Нетрадиционные методики для образования взрослых» С. Вигмана, В. Мюллера; двухмерная модель Б. Такмена и другие).
В общих чертах:
- групповая динамика в понятийном смысле возникла в социальной психологии;
- концептуально она используется в организационном механизме системы обучения взрослых;
- характерной чертой данной методики являются этапы развития группы обучаемых. К последним относятся: встреча/знакомство; распределение внутренних ролей; фаза устойчивого функционирования; завершение работы/расставание.
Для примера, возьмем первую стадию (встреча/знакомство). Ее особенностями являются:
- закрытость участников,
- соблюдение дистанции,
- отсутствие общения и вопросов,
- четкое следование нормам/правилам,
- слабая активность группы.
К задачам ведущего/лидера на данной фазе относятся:
- знакомство с членами группы,
- организация нормальной рабочей среды и знакомства участников друг с другом,
- разъяснения условий/правил работы и т.д.
Методология групповой динамики предоставляет возможность тренеру/педагогу воздействовать на развитие группы, корректируя при этом используемые методы/способы/приемы. В данном контексте можно отметить, что в зависимости от этапов/фаз динамики группы педагог/тренер должен менять форму проведения занятий и поведенческую стратегию. Это играет особую роль на первой стадии (знакомство), когда учащиеся, как правило, буквально проверяют на психологическую устойчивость преподавателя/педагога/тренера в своей группе.