Диагностику (термин-то по большей части медицинский!) команды, как и диагностику здоровья человека, хорошо проводить:
- Регулярно и с целью профилактики. Хороший подход, только дороговатый, да и вообще профилактика - это не совсем про отечественную оргкультуру… да и вообще культуру. "Гром не грянет - мужик не перекрестится".
- Перед началом какого-то важного проекта. Уже есть представление о том, какие цели должны быть достигнуты, какие ресурсы для этого потребуются, следовательно - самое время просчитать риски деятельности команды. Этот способ выбирают продвинутые компании, но массовым явление так и не стало.
- Когда в команде что-то идет не так. Лучше, конечно, если это "не так" замечается рано. Но это бывает не так уж часто - сначала: может, показалось?", потом - "может, рассосется", потом - "А что с этим делать" и лишь после всего этого начинают диагностику.
В идеале должны присутствовать все три подхода. По факту - хорошо, если есть хотя бы третий.
Инструменты - наблюдение, анализ результатов деятельности команды, социометрия, иногда (не очень часто) - опросники и психологические тесты, деловые игры. Собственно, все это можно упаковать в процедуру внутреннего ассессмент-центра.