Конечно, сначала нужно предупредить, что крайне самоуверенно играть в божественный "пресс-секретариат" и называть любые происходящие бедствия божественным наказанием - это очень дурной тон, если только вы не настоящий пророк или святой прорицатель. Различные бедствия, в том числе и актуальная пандемия Covid-19, не обязательно могут быть посланы свыше, а могут быть последствием естественных процессов в природе или ошибок самих людей. Однако Писание позволяет обозначить различные трактовки вопроса того, как интерпретировать происходящие бедствия относительно божественного Провидения.
Один вариант говорит, что Бог определенно наказывает человеческий мир за конкретные не самые хорошие действия через попущение различных природных бедствий или даже реализацию злой воли и ошибок самих людей (вроде войн или, как пример, Чернобыльской катастрофы). Другой утверждает, что Бог никогда не накажет людей той же чумой или пандемией, и поэтому очевидно, что эти бедствия не являются божественным наказанием. Но истина же, как в классике, находится где-то посередине.
Собственно, в Библии записано, как Бог наказывал людей за их действия посредством стихийных бедствий. Бог пролил дождь огня и серы на Содом и Гоморру из-за абсолютной развращенности их жителей (Быт. 19:24-25) и послал ядовитых змей, чтобы поразить Израиль, когда они стали нетерпеливыми и выступили против Бога в пустыне (Числ. 21:6). Некоторые из этих наказаний включают болезни и мор, как это было в Египте (Исх. 7, 8, 9) и в Израиле (2 Цар. 24:15).
Теперь возникает вопрос о том, что имеют в виду библейские авторы, когда говорят, что "Бог послал чуму" или иное бедствие? Может быть так, что Бог напрямую вмешался в естественный порядок, чтобы вызвать такое бедствие, или Он позволил естественному злу (то есть опасному природному бедствию) развернуться и просто решил не останавливать оное. В любом случае, свидетельство Священного Писания показывает, что мы не можем всегда сказать, что Бог никогда не попускает болезни или смерть в наказание за греховное поведение.
Но это также не значит, что болезнь или смерть всегда являются наказанием за греховное поведение. Центральная тема книги Иова заключалась в том, что он не сделал ничего плохого, чтобы перенести страдания, которые он перенес (Иов 1:1). Более того, Бог "разгневался" на предположение друзей Иова, что страдания Иова были наказанием за грех (Иов 42:7). Бог говорит Иову (и остальным из нас), что мы не в состоянии корректно судить, почему Бог дает волю попустить какое-то зло (Иов 38:1-41). И это известный принцип, который выразил Бог через пророка Исаию,
"Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших." (Ис. 55:9).
Иисус Христос также учил, что некоторые бедствия происходят без какой-либо связи с греховным поведением. Он сказал, что жертвы обрушения башни в Силоаме были не более грешными, чем евреи, которых казнил Понтий Пилат (Лк. 13:2-5), и что ни один грех не заставил человека родиться слепым от рождения (Ин. 9:3). Вместо этого Бог позволил человеку быть слепым, чтобы Его исцеляющая сила проявилась через исцеление Иисуса. С другой стороны, Бог не исцелил "жало в плоти" Святого Павла (которое могло быть болезнью). Страдания Павла были не наказанием за грех, а возможностью для проявления Божьей благодати, которую осознавал сам апостол (2 Кор. 12:7). Вот почему Бог сказал Павлу: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи" (2 Кор. 12:9).
На самом деле, Церковь никогда не утверждает определенно и категорично, что глобальные пандемии, катастрофы и бедствия, в результате которых погибают сотни тысяч и страдают миллионы, всегда являются божественным наказанием. Следовательно, почему мы должны верить, что Covid-19 или любое иное бедствие отличается от прошлых событий, которые мы не считали наказанием за грех?
В заключение стоит снова повторить - не каждое естественное зло следует рассматривать как наказание за грех. Фактически, Бог позволяет миру существовать согласно законам, которые Он прописал в него при творении - поэтому чудеса и являются исключением, а не правилом. Поскольку мы живем в мире, управляемом законами природы, мы должны исходить из предположения, что любое естественное зло, личное или общее, является побочным продуктом этих законов, а не каким-то особым наказанием за грех.
Впрочем, последнее возможно. Однако у нас нет категоричных доказательств в пользу того, что тот же Covid-19 - это божественное наказание. Тем не менее, Бог всегда созидает добро, даже когда до этого вокруг было одно зло.