Ой, один мой жизненный опыт похлеще ножниц в розетки .
Я сдавала выпускные экзамены а 10-м классе. 1984-й. Экзамен по истории- первый вопрос по истории, второй по обществоведению. В комиссии все члены партии школы и приглашенный из РОНО. Первый вопрос про 9-е января - я заливалась соловьем, эмоционально рассказывая о "посыпавшихся с деревьев застреленных мальчишках"-комиссия была сражена. А второй вопрос-"Преамбула к Конституции". Скучно, да и не очень-то я учила и запоминала. Пыр-мыр… дяденька коммунист из РОНО меня спрашивает -"так о чем же все-таки там? ". На что я запальчиво заявляю, что Конституция меня касается пока в части права на образование, здравоохранение и на труд, потому я не очень учитывалась". Дяденька ухмыляется, историчка - наша классная, - тихо отсчитывает под столом таблетки валерианки, директриса пожирает меня глазами - немая сцена, а дяденька с улыбкой так мне говорит - "ну, всё таки с Конституцией нужно ознакомиться." И на этом я выхожу в коридор, ожидая результата.
Когда выходит историчка, я такая наивная дура - к ней "а сто мне? "(на первый-то вопрос - публика "рукоплескала"). Громыхающий еврейский "Р"- " Конечно, ТРРРИ! А ты чего о хотела??? Хоррошо, что из РРОНО мой однокуррсник прришёл, а то я бы уже билет на стол положила и была изгнана с позоррром из парртии! Это надо же додуматься, Конституцию на экзамене кррритиковать! Конечно ТРРРИ! ". Но это был для меня не конец …
Все последующие экзамены, кроме сочинения, как по команде, - были оценены на тройки. Не смотря на то, что физика и математика у меня была не ниже четырёх. А геометрия вообще не ниже пяти.
Только Фаину - русичку - не уломали - она поставила мне за сочинение на свободную тему 5, что в принципе - было не возможно. Свободная тема не оценивалась выше 4-х. По понятным причинам.
Вот тогда я очень хорошо поняла - мнение своё иметь нужно, но высказывать его только при определённом стечении обстоятельств.