"Существует лишь одно добро - знание; существует лишь одно зло - невежество" - Сократ.
"Зло есть результат незнания истины и, следовательно, добра" - Сократ.
Человек становится добрее с умножением реальных знаний и реального улучшения общего благосостояния. Чем больше заблуждений и невежества в обществе, тем злее человек. При эгоистичном, по своей природе, капитализме существует много иллюзий и невежества, а значит человек становится злее в регрессивной среде. Но в прогрессивной среде реальные знания возрастают и при капитализме, как возрастает и добро. Поэтому в обществе следует выискивать прогресс и добро, умножая прогрессивные силы.
В данный период человечество находится на уровне стихийного развития, переходя от одной крайности перестраховочного консерватизма (тоталитаризма) к другой крайности авантюристичного новаторства (анархизма).
"Свобода рождает анархию, анархия приводит к деспотизму, а деспотизм возвращает к свободе. Миллионы существ погибли, так и не добившись торжества ни одной из этих систем" - Оноре де Бальзак.
То есть, при стихийном (малосознательном) развитии маятник истории движется от одной крайности тоталитаризма к другой крайности анархизма: от закрепощенных свобод к развязным свободам, от бестолкового консерваторства к бестолковому новаторству, и, наоборот.
В период тоталитаризма общество имеет больше порядка + закрепощения в свободах; а в период анархизма - больше свобод + вседозволенности.
При тоталитаризме доминирует перестраховочный эгоизм консерваторов, ведущих к застою; а при анархизме доминирует авантюристичный эгоизм новаторов, ведущих к разрушению.
Если в тоталитарный период чрезмерного консерваторства общество стопорится на старых достижениях, как бы без падения нравов, но и без развития нового, получая застой в развитии; то в анархичный период чрезмерного новаторства происходит падение нравов, так как под видом обновления общество скатывается к еще более устаревшим стереотипам, вплоть до древних времен Содома и Гоморры и к идеям фашизма.
Если в обществе не опираются на консервативные знания в качестве развитых достижений, то неминуемо проявляется злостная анархия с упразднением развитых знаний и опорой на эгоистичные понятия. В результате, общество скатывается под видом новизны к более устаревшим стереотипам, добиваясь регресса и деградации.
В то же время, без базы обновления чисто на консервативных знаниях общество получает застой в своем развитии.
Перестраховочные консерваторы и авантюристичные новаторы - суть эгоистичных проявлений, которые уводят от стабильного и реалистичного развития. Как в период застойного тоталитаризма, так и в период разрушительного анархизма происходит запаздывание в развитии (застой и откаты в прошлое), то есть доминирует инерционный эгоистичный фактор стихийного развития. Доброе познание и своевременное практическое обновление не несут зла, зло находится в инерции к необходимым своевременным обновлениям.
Следует учесть, что в грубой форме при тоталитаризме происходит закрепление более развитых достижений; а при анархизме происходит обновление с новыми достижениями.
"Смысл консерватизма не в том, чтобы замедлить движение вперед и вверх, но чтобы предотвратить скатывание назад и вниз, в хаос и тьму первобытного общества" - Бердяев Н.А.
Так же, кроме падения нравов, при анархизме существует более благоприятная почва для новых открытий по сравнению с тоталитарным периодом закрепощения свобод и монополии на истину.
Поэтому в обществе существует разделение на регрессивные силы зла и прогрессивные силы добра. Несмотря на регрессивные откаты, в обществе очень медленно возрастают реальные знания и добро путем реальных инноваций.
Когда общество перейдет на уровень сознательного развития, то при своевременном познании и обновлении данные крайности не будут выступать, как кризисные составляющие в процессе развития, само развитие стабилизируется, станет эффективным и сознательным.
Есть время эгоизма (в период довлеющего тоталитаризма и в период разрушительного анархизма), а есть время реализма в период нового созидания с преодолением эгоизма, как в центре, так и на периферии. По характерам реалистичных людей не становится меньше, а эгоистичных людей не становится больше. В соответствующее время важно, кто находится на авансцене. В новом развитии становятся задействованы более реалистичные характеры. Потребность в сознательном развитии с привлечением наиболее сознательных и реалистичных сил по мере роста реальных знаний будет возрастать; вместо зла, будет культивироваться добро с заметным его возрастанием. Будет происходить естественное просвещение зла и переход его за счет совершенствования к добру.