Романтизм - стиль, прежде всего, художественный. В реальной жизни оставаться романтиком сколько-нибудь продолжительное время почти невозможно. "Любовная лодка" разбивается о быт. Потому основы романтизма формировали поэты, писатели, композиторы, художники. А эти люди хорошо знают, как сильно отличается идея произведения от его воплощения. Художник постоянно живёт в двух мирах - мире идеалов и мире повседневности, мире замыслов и мире воплощений. Это двоемирие и стало основой условной романтической Вселенной. Человек, по мнению романтиков, живя в мире обыденности всё время стремится в идеальный мир, где обитают не живые существа, но их бестелесные образы. Да и повседневность нередко воспринималась сквозь "романтический флёр". "Обыденному я придаю высокий смысл, повседневное и прозаическое облекаю в таинственную оболочку, известному и понятному придаю заманчивость неясности, конечному – смысл бесконечного. Это и есть романтизация", - писал Новалис.
Девушки и молодые женщины того времени и воплощали в себе этот потусторонний недостижимый идеал. Стремились воплощать. "Женщина эпохи романтизма должна быть бледной, мечтательной, ей идет грусть. Мужчинам нравилось, чтобы в печальных, мечтательных голубых женских глазах блестели слезы и чтобы женщина, читая стихи, уносилась душой куда-то вдаль — в мир более идеальный, чем тот, который ее окружает" (Ю. М. Лотман). В парижских гостиных того времени туберкулез считался болезнью интеллектуальной элиты. Все хотели быть похожими на Виолетту Валери из "Дамы с камелиями". Добиваясь бестелесности, дамы изводили себя диетами, А широкое употребление корсета делало женскую фигуру неестественно идеальной. В моде была не просто бледность, но словно прозрачная "алебастровая кожа", на которую не допускались лучи солнца (мода на зонтики).
Недоступность женщины весьма материально достигалась использованием кринолина, всё время увеличивающегося в размерах. Всё тело женщины было таинственно скрыто в одеждах, формирующих отличный от реальности образ. «Женщине было дозволено иметь голову и ступни, но между шеей и щиколоткой могли упоминаться вслух в приличном обществе лишь сердце и желудок» (А. Г. Варен). Иногда, правда, на балу кокетливо приоткрывались плечи.
Следует отметить, что всё это относится лишь к определённому периоду человеческой жизни. Романтизм - пора молодости. "Престарелый романтик" звучит уже анекдотически. Мы почти не знаем описаний романтической семейной жизни. Да и повседневная домашняя одежда молодой женщины, только что бывшей загадкой на балу, становилась в домашнем обиходе лёгкой и удобной . Там женщина играла роль идеала. Здесь же становилась дочерью, женой, матерью.