Пожалуй, самое известное движение, которое можно связать с идеями суфражисток — т.н. викторианская реформа одежды, в ходе которой женщин призывали отказаться от диктата моды (парадокс), больше заботиться о здоровье и комфорте.
Что изменила реформа?
- Отказ от корсета, тесной шнуровки и кринолинов. Сначала появились эластичные корсеты (emancipation waist, liberty bodice) без жестких вставок, причем некоторые в духе того времени утеплялись. Затем талия перестала утягиваться, что было революцией, так как до этого долгое время красота понималась как тонкая талия и пышная грудь. Апогеем этого тренда стала мода эпохи джаза, когда появились девушки-флэпперы, вообще не выделявшие талию и сместившие пояс на бедра.
- Нижнее белье. Не то что бы его раньше совсем не было, но теперь оно стало более удобным и полезным, например, согревало (union suit). Значительная работа велась по совершенствованию бюстгальтера.
- Спортивная одежда. Женщины должны заниматься спортом, потому что это способствует укреплению здоровья, полагали реформаторы. Но старая одежда не была приспособлена для физкультуры. Первый предмет, который стал частью спортивного образа женщины — шаровары или блумеры. Сначала это были большие штаны на завязках ниже колен, которые в начале 20 века превратились в совсем короткие шарообразные трусы на бедрах, в которых женщины и девочки выходили на стадион или в спортивный зал.
В 1850-е женщины пробовали носить блумеры вместе с юбкой в подражание турчанкам, но подвергались насмешкам, и данный костюм в моду не вошел. Однако женские брюки, пожалуй, не могли бы появиться без блумеров.
Из спортивной темы вырастает интерес к паре белая блузка – черная юбка, которые изначально использовались в качестве формы для игры в теннис. Впрочем, сочетание юбки без турнюра и блузки в принципе характерно для работающих женщины или курсисток конца 19 – начала 20 века.
Еще один предмет спортивной одежды — джимслип или джемпер, платье-туника с вертикальными защипами. Сегодня этот предмет остался в школьной форме девочек.
- Эстетическое или артистическое платье. Этот предмет связан не столько с суфражистками, сколько с прерафаэлитами, но декоративное платье без шнуровки получило развитие именно среди женщин, стремящихся к независимости. Из него «выросли» разного рода чайные платья, по сути свободные робы, в которых можно было принимать гостей. Позднее чайное платье дало основу коктейльному платью. С ним же связано возрождение моды на туники и восточную одежду. Еще, пожалуй, можно помянуть Баленсиагу.
В целом сторонницы первой волны феминизма выступали за рациональное отношение к одежде, удобство, простоту, функциональность.