Редактор, канд. ист. наук, история культуры · 8 сент 2022
Речь идет прежде всего о XV веке, а сам тренд связан с появлением головного убора под названием «геннин» (hennin; есть другие способы русского произношения) или «атур» (atour). Сегодня мы не знаем достоверно, идет ли речь о двух типах головного убора или, например, о головном уборе и образе, который он создает, но в российской исторической литературе принято использовать их в качестве синонимов. В западной литературе слово «атур» используется редко.
Изобретение геннина приписывают королеве Франции Изабелле Баварской (1370-1435), но максимальное развитие тренд получил при бургундской дворе, откуда распространился в германские земли, нижние земли, североитальянские государства.
Под геннином сегодня понимается высокий женский головной убор любой формы, сделанный из проволоки, бумаги, лент и других доступных материалов. Однако все же классический геннин — это бургундский головной убор в форме высокой и узкой воронки, крепящийся под небольшим наклоном назад. Волосы закручивались и убирались в эту воронку. Все выступающие части, не только на лбу, но и на затылке выщипывались. Впрочем, иногда мы видим, что волосы просто гладко зачесаны назад. Ничего подобного в XIV веке не существовало, женщины носили плоски чепцы с завязками под подбородком, а волосы зачастую выбивались из-под ткани.
Как водится, какого-то одного объяснения этому увлечению нет, а есть несколько. Давайте посмотрим, как можно обосновать желание женщин XV века брить/выщипывать волосы на лбу.
Геннин хотя и крепился максимально плотно к голове, все же ерзал, доставляя неприятные ощущение волосам. Попробуйте проходить день в уборе, который выдирает ваши волосы. Иное дело, если его края прилегали к чистой коже. По этому же принципу в мусульманских странах мужчины бреют волосы под тюрбанами.
Если удалить волосы на лбу, лицо становится более овальным и одухотворенным. Для готики, когда вертикаль является основной композиционной координатой, это вполне разумно.
Выбритые особым образом волосы всегда свидетельствовали о принадлежности человека к высшей элите. Давайте вспомним, например, маньчжурскую косу, которую носили аристократы в Азии.
Женские волосы всегда воспринимались как инструмент магического воздействия или наведения порчи. Например, среди обвинений т.н. «ведьмам» встречается указание на то, что они расплетали косы. Соответственно, распущенные волосы, выбившиеся из-под убора пряди или свободно спускающиеся на плечи косы — признак либо распущенности, либо колдовства. Максимально убранные, перехваченные лентой, а еще лучше убранные в геннин волосы — свидетельство добропорядочности женщины, ее принадлежности к христианской культуре.
В этом смысле интересна аберрация начала XX века, когда художники-иллюстраторы стали изображать ведьм в геннинах. Абсурд!
Есть предположение, что геннин скрывал слабые, рахитичные волосы. Вполне может быть.
Волосы в геннине — это удобно и практично в век, когда шампунь еще не изобрели, а чтобы помыться в теплой воде, ее сначала надо нагреть на огне.
Словом, это было очень рациональное решение, позволяющее добиваться максимально выразительного внешнего вида и сохранять комфорт при ношении громоздкого головного убора.