Владимир Комаров летал в космос дважды (1964, 1967). И оба раза был "впервые" - он был первым командиром (многоместного) экипажа корабля и впервые пилотировал корабль серии "Союз", которые потом активно эксплуатировались (например, "Союз-Аполлон") и эксплуатируются (в виде модификаций) до сих пор. Но и до космоса Владимир Комаров был испытателем.
"Союз-1" потерпел катастрофу из-за отказа в парашютной системе. Но проблемы начались на орбите (первый запуск новой модели), поэтому аппарат решено было приземлять досрочно. Сход с орбиты и вход в атмосферу прошли штатно. Но в нужный момент вытяжной парашют не вытащил основной парашют - система не сработала. Сработал запасной парашют, но его стропы запутались с бесполезным вытяжным парашютом.
В результате контакт с землёй произошёл на скорости ~180 км/ч. Аппарат раскололся, космонавт погиб от удара, но после этого произошёл пожар, усугубляемый наличием окислителя. Так что исследовать (чтобы установить причины) было мало что.
Почему так произошло? Очевидно - из-за ошибок, а точнее халатности при производстве - это основная причина всех катастроф - ошибка или халатность при разработке/производстве/эксплуатации. В данном случае - при производстве - предположительно нарушили технологию при покраске аппарата при производстве.
Можно ли было избежать - да, конечно - если бы не нарушили технологию. "Союзы" после этого успешно многократно летали, принципиальных конструктивные недоработок в "Союзе-1" не было.