Выбор шрифта — это ответственный процесс, так как формы букв могут усилить или наоборот исказить нужный смысл сообщения. У каждого шрифта есть свой характер. Этот характер может быть ярким или приближенным к нейтральности. Но так же как не бывает живого человека без эмоций, не бывает и абсолютно нейтрального шрифта. Поэтому, попробуем разобраться, какие существуют признаки форм букв, усиливающие и ослабляющие яркость шрифта.
Самый главный признак шрифта, влияющий на яркость его характера — это его непривычность, необычность, новизна. Есть крылатая фраза знаменитой Сюзанны Личко: «We read best what we read most». Мы читаем лучше всего то, что читаем чаще всего. Чем чаще мы видим буквы, тем сильнее их формы закрепляются в сознании читателей и увеличивается скорость распознавания знаков. Буквы становятся привычными. Но если этот процесс привыкания из-за частоты использования делает любой шрифт более нейтральным, значит (к сожалению) со временем угасает яркость характера любого шрифта. Поэтому, при выборе шрифта нужно выяснить, как часто он используется. Если шрифт заезженный, измученный частыми неуместными использованиями, его акцидентные качества, его инструменты выразительности ослаблены. Такой шрифт нужно отложить в сторону, чтобы его яркость восстановилась, укрепилась. Если существует какая-то группа шрифтов, часто используемых для длинных текстов, то даже недавно созданный новый шрифт, относящийся к этой группе, будет казаться менее выразительным. И наоборот: хорошо забытый старый шрифт и совершенно новый шрифт с формами, отличающимися от современных стереотипов нейтральности, будут вызывать у читателей шок, удовольствие удивления и восторга.
Второй признак, важный при выборе характера шрифта, — это временная эпоха. У шрифтов есть история эволюции форм. Каждая уникальная форма буквы появилась в определённый промежуток времени, поэтому каждая форма соответствует какому-либо этапу развития человеческой культуры. Поэтому, при выборе возникает вопрос уместности форм букв шрифта, исторического соответствия форм букв и смысла сообщения. Если, например, мы подбираем шрифт для сообщения современности, актуальности, то нельзя ошибиться и использовать шрифт с отсылкой к древним архаичным формам. Если мы умышленно смешиваем эпохи, то эта смесь должна быть чёткой. Читателю должно быть понятно, зачем это сделано. Чтобы не ошибиться, можно воспользоваться вот таким списком соответствия основных форм букв временным периодам. Для русских букв это этапы:
3 век—9 век — Черты и резы. Линии на бересте, дереве, глине, камнях.
863 г. — Глаголица. Азбука для записи религиозных текстов.
893 г. — Кириллица. Устав.
13 век — Вязь.
Начало 14 века — Полуустав.
Вторая половина 14 века — Скоропись.
Конец 15 века — В Европе появляются гуманистические антиквы.
Первая половина 16 века — Появляется итальянский курсив (italic).
Вторая половина 16 века — Первые печатные шрифты на основе полуустава.
1708—1710 гг. Реформа Петра 1. Возникновение гражданского шрифта на основе европейских антикв 17 века.
Середина 18 века — Переходные антиквы. Развитие почерков остроконечным пером.
1816 — William Caslon IV создаёт первый гротеск — шрифт без засечек для заголовков.
Конец 18—начало 19 века — Классицистические контрастные антиквы.
Вторая половина 19 века — Декорированные антиквы. Брусковые. Акцентированный обратный контраст.
1890 — Распространяются старые гротески со строчными буквами Akzidenz Grotesk.
Начало 20 века — Появляются контрастные гротески (антиквы без засечек).
1920-е — Появление геометрических гротесков Futura и Erbar.
1910—30-е — Появление узких геометрических гротесков DIN.
1950—1960 — Появление неогротесков Helvetica, Univers. Появление ленточных антикв Optima. Первые кириллизации неогротесков.
1970-е — Появление модульных шрифтов для устройств с низким разрешением: принтеров, компьютеров.
1980-е — Оцифровка шрифтов.
1990-е — Появление экспериментальных эклектичных шрифтов. Развитие стиля гранж в типографике. Активное искажение форм.
2000-е — Создание цифровых шрифтов на основе всех видов письма. Появление вариативных шрифтов. Появление шрифтов, предназначенных специально для интерфейсов и экранов.
Это короткий список, чтобы быстро ориентироваться, к какому периоду можно шрифт отнести. В проектах, где важна историческая достоверность, нужно проводить исследования, искать источники, образцы для сверки.
Третьим признаком характера шрифта является противопоставление человечность-искусственность. Есть разные способы образования форм букв. Какие-то буквы рисует человеческая рука. Другие буквы созданы машинами или с помощью искусственных инструментов. Какие-то формы букв отсылают к человеческим почеркам и рисункам. Другие формы основаны на абстрактных геометрических примитивах (окружность, треугольник, квадрат и т.д.). Поэтому, выделяют два принципа построения шрифтов: гуманистический (human=человек) и геометрический. Иногда эти принципы смешиваются.
Гуманистические шрифты в качестве основы форм имеют три основных принципа построения штриха буквы:
- Постоянный по толщине штрих. Например, нарисованный шариковой ручкой.
- Штрих с расширением. Например, написанный остроконечным пером или брашпеном.
- Штрих с переносом ширины. Например, написанный ширококонечным пером или широкой палочкой.
Чем отличаются эти принципы и как они влияют на формы букв в современных шрифтах можно прочитать в небольшой книжке Геррита Ноордзея «Штрих. Теория письма».
Кроме распределения ширин штрихов, буквы отличаются и формой скелетов букв (скелет буквы — аллограф). Например, штрихи могут быть более выгнутыми или более прямыми. Завершаться каплей или засечкой. Могут стыковаться в разных местах. Скелеты букв тоже могут быть заимствованы из живых почерков, либо быть искусственно выдуманными абстрактными формами.
Зная эти особенности построения шрифтов важно при выборе шрифта оценить его формы по шкале человечность-искуственность. Если мы рисуем логотип компании, производящей микропроцессоры, то использование геометричного шрифта более логично, чем какой-то живой почерк. А если эти принципы умышленно нарушаются (например, чтобы отстроиться от конкурентов), то это нарушение должно быть обосновано и поддержано другими элементами сообщения смыслов и ценностей.
Четвёртым признаком характера шрифта является его географическое происхождение. Так же как есть разные времена возникновения форм, есть и разные места их открытия. В разных культурах свои письменные источники форм. Можно выделить такие распространённые области форм: кириллица, латиница, иероглифы, арабское письмо, индийское письмо, иврит. В каждой области есть свои этапы эволюции форм знаков. Эти формы иногда смешивают, чтобы сместить смысл текста к другой культуре. Это нужно делать очень аккуратно и осознанно, чтобы не возникло несоответствие смысла текста и формы букв. Если вы пишите название компании «Самурай» кириллизованными рунами, то должны как-то объяснить, в чём тут шутка, может быть в том, что это русский филиал шведско-японского предприятия.
Пятый признак можно даже назвать чертой характера шрифта. Это противопоставление деликатность-грубость. В шрифте может быть больше плавных, округлых форм. А может быть наоборот больше резких, угловатых, жёстких. Разные формы подойдут для разных задач. Шрифт для приглашения на свадьбу будет более деликатным, чем шрифт логотипа базальтового завода.
Шестой признак, изысканность-простота. Шрифт может состоять из множества сложных элементов, может быть сильно декорированным, иметь необязательные части. А может быть максимально простым, использующим минимум инструментов выразительности. Часто бывает, что более простой шрифт — более нейтральный. Но могут быть и исключения, когда простота доведена до такой крайности, что сама становится инструментом выражения какой-то новой мысли.
Седьмой признак, наивность-выверенность. Шрифт может содержать элементы случайные, нелогичные, бессвязные, искажающие формы. Или наоборот, шрифт может быть сделан с опорой на строгую логику, связи между элементами, может иметь чёткую основу, правила, шаблоны построения. Наивные шрифты — яркие, но читаются хуже, медленнее. Выверенные, точные шрифты читаются быстрее, но и быстро становятся скучными.
Восьмой признак, традиционность-экспериментальность. Каждый шрифт сочетает традиционные и экспериментальные части. Чем больше экспериментальных частей, тем более яркий шрифт. Со временем при частом использовании элементы из экспериментальных постепенно превращаются в традиционные. Поэтому, чтобы текст оставался ярким, нужно придумывать новые решения.
Девятый признак — техническое совершенство проекта. Автор шрифта публикует проект на каком-то этапе завершённости. Это никогда не бывает идеальное состояние. В шрифте могут быть ошибки, неточности. Эти вещи отражаются в форме букв. При выборе шрифта важно стараться замечать ошибки, ведь они могут повлиять на смысл текста. Например, может быть какое-то внезапное искажение одной единственной буквы, которое повлияет на восприятие всего текста.
Десятый признак — исторический отпечаток. Если шрифт старый, он может иметь свою историю использования. Например, это может быть шрифт, использованный какой-то газетой в заголовках на протяжении десятков лет. Или это может быть шрифт, использованный долгое время в пропаганде вредных вещей, к примеру: в рекламе сигарет. Или это может быть бесплатный шрифт созданный специально для приложений какой-то операционной системы. При выборе шрифта важно исследовать его историю. Чтобы эти отпечатки не исказили смысл текста. Наоборот, важно стараться использовать исторические отпечатки, чтобы усилить смысл. К примеру, если оформляется книга известного человека, можно найти образец почерка или шрифт его любимого журнала, или шрифт его прижизненного издания и подобрать похожий шрифт или сделать на этой основе новый.
Это только некоторые особенности характеров шрифтов. При выборе нужно относиться к шрифтам как к людям. Некоторые их особенности могут быть скрытыми и чувствоваться на уровне подсознания. Поэтому, важно проверять свои ощущения: нравится шрифт или нет. Кажется он скучным или удивительным, грустным или радостным. Если шрифт выбирается для целевой аудитории, то бывает полезно проводить такие исследования в группах.