Что такое Дарование Торы — Синайское откровение? [↑]
В 2448 году, шестого (по другим мнениям седьмого) числа еврейского месяца Сивана, еврейский народ, находясь у горы Синай, получил от Вс-вышнего Тору и заповеди. Произошло это на пятидесятый день после Исхода евреев из Египта, где на протяжении 210 лет сыны Израиля пребывали в рабстве, но затем чудесным образом были выведены оттуда. Дарование Торы на горе Синай вошло в мировую историю как Синайское откровение: в этот день евреи — весь народ — испытали невероятный духовный подъем и ощущение явного раскрытия Б-га и стали «народом Вс-вышнего», взяв на себя обязательство жить по законам, которые Он им дал. Дарование Торы описано в Пятикнижии, в книгах Шмот (Исход) и Дварим (Второзаконие). Мы празднуем это событие в праздник Шавуот — праздник Дарования Торы.
---------------------------------------------------------------------------------
О том, как Тора была предложена другим народам [↑]
Мидраш рассказывает, что, когда собрался Вс-вышний давать Тору народу Израиля, протянул Он ее всем народам и языкам и сказал: «Хотите получить Тору?» Но не захотели они ее получить.
В начале Он «пошел» к потомкам Эсава и спросил их: «Принимаете Тору?» Сказали они Ему: «Властитель мира, что в ней написано?» Сказал Он им: «Не убивай». Сказали они: «Сущность нашего народа — в мече нашего предка; как сказано про Эсава (Берешит 27).: “Своим мечом будешь жить”, — не можем принять Тору».
Затем Он «пошел» к потомкам Амона и Моава (сыновья Лота) и спросил их: «Принимаете Тору?» Сказали они Ему: «Властитель мира, что в ней написано?» Сказал Он им: «Не прелюбодействуй». Сказали они: «Сущность наших народов — в прелюбодеянии наших предков; как сказано (Берешит 19): “И забеременели обе дочери Лота от своего отца”, — не можем принять Тору».
Тогда Он «пошел» к потомкам Ишмаэля и спросил их: «Принимаете Тору?» Сказали они Ему: «Властитель мира, что в ней написано?» Сказал Он им: «Не воруй». Сказали они: «Сущность нашего народа — в воровстве и грабеже; как сказано про Ишмаэля (Берешит 16): “Будет он дикарем. Его рука на всех, а рука всех на нем”, — не можем принять Тору».
После чего «пошел» Он к сыновьям Израиля. И сказали они Ему: «Сделаем и послушаем» — то есть «примем на себя все законы Торы, не спрашивая, что в ней написано, а потом будем их учить».
----------------------------------------------------------------------------------
Еврейский народ у горы Синай [↑]
В Пятикнижии (Шмот, гл. 19 и 20) приводится рассказ о том, как происходило Дарование Торы (см. также кн. Дварим, гл.4,5 и 6).
В начале месяца сиван евреи пришли в пустыню Синай (она же Хорев) и расположились лагерем напротив горы. Всевышний призвал Моше (Моисея) на вершину горы и дал ему указания относительно того, как приготовить сынов Израиля к Дарованию Торы: «…Иди к народу и освяти (приготовь) их сегодня и завтра, и пусть вымоют они свое платье. И чтобы готовы были они к третьему дню, ибо в третий день низойдет Господь на глазах у Всего народа на гору Синай. И грань проведи вокруг народа, говоря: Остерегайтесь восходить на гору и (даже) касаться ее края. Всякий, кто прикоснется к горе, смерти предан будет… И спустился Моше с горы к народу, и освятил его, и вымыли они свое платье. И сказал он народу: Будьте готовы к (сроку) трехдневному; не подступите к женщине» (Шмот, 19:10-12,14-15).
Далее в книге Шмот рассказывается: «И было: на третий день, с наступлением утра, были громы и молнии, и облако тяжелое на горе, и голос шофара сильный очень. И вострепетал весь народ, который в стане. И вывел Моше народ навстречу Б-гу из стана; и стали они у подножия горы. А гора Синай дымилась вся, потому что нисшел на нее Г-сподь в огне. И восходил от нее дым, как дым печи обжиговой; и содрогалась вся гора очень. И голос шофара нарастал и очень окреп. Моше говорил, а Б-г отвечал ему (ниспосланием) голоса» (Шмот, 19:16-19).
Мудрецы говорят, что, кроме живущих в то время евреев (600 тысяч взрослых мужчин, а также женщины и дети) у горы Синай стояли души всех последующих поколений, включая тех, кому было суждено в будущем присоединиться к еврейскому народу.
10 Заповедей [↑]
Вся Тора и все ее заповеди были даны на горе Синай. Однако, сама Тора выделяет особые 10 Заповедей — Десять Речений, которые Б-г «произнес» перед еврейским народом. Они являются квинтэссенцией всех заповедей, содержат остальные законы Торы как бы в скрытом виде.
Вот эти 10 Заповедей, которые были записаны на каменных Скрижалях Завета:
- «Я — Г-сподь, Б-г твой».
- «Да не будет у тебя других богов».
- «Не произноси Имени Г-спода, Б-га твоего, попусту».
- «Помни день субботний».
- «Чти отца своего и мать свою».
- «Не убий».
- «Не прелюбодействуй».
- «Не укради».
- «Не отзывайся о ближнем ложным свидетельством».
- «Не домогайся дома ближнего твоего».
Согласно Мидрашу, 10 Заповедей были переданы в два этапа.
Сначала Вс-вышний произнес их одновременно, как одно целое, без различения фраз на слова. Он раскрыл каждому еврею знание о Своем единстве, о том, что Он — Творец всего, о целях Творения и Своих законах в нем. Это было пророческое откровение всему народу, не случавшееся ни прежде, ни в последующие времена. Сыны Израиля, как пишет Тора, «видели звуки» — то есть пророчески видели, как «звуки» исходят из Его уст, словно некая огненная субстанция, одновременно со всех сторон. Выйдя из уст Творца, заповедь облетала весь лагерь, и каждый еврей отвечал на вопрос: «Принимаешь ли ты эту заповедь со всеми относящимися к ней правилами?» Затем эта огненная субстанция запечатлевалась на Скрижалях Завета.
После этого Вс-вышний прояснил 10 Заповедей уже с различением слов — так, как они записаны в Торе. При этом две первые заповеди слышал и понимал весь народ, а в восьми последующих — по многим комментариям — народ слышал только голос, но смысл сказанных слов был прояснен через Моше. По другим комментариям, и эти восемь заповедей постигались всеми непосредственно, или же постижение зависело от духовного уровня каждого (см. об этом сайте).