Короткий ответ: чтобы человек извлекал урок.
Бог создал мир и то, что в нём, для человека. То, что наполняет мир, можно разделить на категории, каждая из которых будет описывать отношение к человеку. Мы можем найти полезные создания и вредные.
Все создания могут служить человеку для разных целей. Главная цель – свидетельствовать о Боге: о том, что Он есть, что Он премудр (раз так всё устроил), что Он вездесущ (раз за всем этим следит одномоментно), что Он благ (хотя однозначно из рассматривания творения это не познаётся, но приоткрывается), что Он любит красоту и порядок (почти все живые создания прекрасны и занимают своё место в мире), что Он неизменен (время идёт, но забота не прекращается, мир не уничтожается) и многое другое.
[1] Полезные создания учат человека быть полезным (фруктовые витамины полезны не для себя, а для других), учат заботиться о детях (млекопитающие, рыбы, птицы опекают детей, многие из них готовы умереть за них), делиться (персик, яблоко, вишня, их мякоть полезна и нужна для нас, а растению она не нужна, но оно расходует свои силы и отдаёт полезный плод другим, да есть и функция распространения семян, но это не отменяет первого), помогать друг другу, разделять функции, слушаться, защищать, жертвовать, думать не только о себе, короче – жить в обществе (муравьи, пчёлы, бобры, волки, львиные прайды), замечать красоту, знать её, уметь воспроизводить в творчестве (цветы, красивые птицы, рыбы, многие неодушевлённые предметы и явления) и многое-многое другое, что постоянно открывается человеку, наблюдающему за природой и совмещающему этот процесс с рассуждением о Боге.
[2] Вредные создания показывают нам самих себя, то, как мы поступаем с другими и конец этого пути. Здесь как нельзя кстати поговорка: со стороны видней. Весь кошмар, ничтожество и разрушительность своих поступков мы, как правило, не замечаем, покрываем их оправданиями, но очень любим замечать это в других.
Мы можем узнать о своей дерзкой, разрушительной наглости рассматривая жизнь бесполезного сорняка, который первее всех вырастает, отбирает у других прекрасных и полезных растений живительную влагу, закрывает для них солнечные лучи, а взамен, заглушив и убив полезное растение, вместо прекрасных цветов и полезных плодов, даёт шипы, колючки и ядовитые ягоды, сопровождая это неблагоприятным запахом.
Из этого же примера с растениями можно узнать о природе греха и добродетели, о том как тяжело вырастить хотя бы одну добродетель, и как легко душа зарастает зарослями грехов. Прекрасное растение требует большой заботы, плодородной почвы, полива, света, защиты от вредителей, ветров, зноя. В то время как бесполезные и вредные растения растут и сами. Прекрасное растение легко случайно повредить и уничтожить, оно вянет и умирает. Вредные же растения требуют постоянной борьбы с ними: они вырастают в любой почве, без полива, в жару, вредителям они не интересны, повреждения им не страшны, даже маленький оторвавшийся корешок, оставшийся в земле, может возродить новое растение. Совершенно точно соответствует этим существам природа греха и добродетелей.
Ещё мы можем узнать о своём собственном эгоизме, ничтожестве, иждивенчестве (по отношению к Богу, родителям, близким, друзьям, искренним людям), неблагодарности, рассматривая жизнь паразита, который не приносит совершенно никакой пользы, не может обеспечить свою жизнь сам, а тому, кто невольно обеспечивает жизнь паразита, приносит страдания и смерть. Доводя одно создание до смерти, паразит безжалостно перекидывается на другое. Их образ жизни показывает бесцельность существования за счёт других, его разрушительность и жалкий конец – пустота и смерть всего существующего, в том числе, самого паразита.
---
Привёл лишь самое явное, да и то, не всё. Мир и живых существ можно изучать бесконечно. При изучении открывается много уроков для человека, которые во всех местах планеты заботливо разложил для человека Бог.
Весь мир – это возможность для всякого человека, где бы тот ни находился, узнать о Боге и о том, каким он хочет видеть человека в этом мире, и стать таким.