Написано: "Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками..." (Рим. 5,8) и еще: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3,16) и в другом месте: "Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?" (Мф. 5,46) и еще: "А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф. 5,44-45).
Таким образом, Отец возлюбил Сына Своего Иисуса Христа, потому что Он отдал жизнь свою за всех людей: "Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою..." (Ин. 10,17), а Христос возлюбил нас, умерев за нас когда мы были еще грешниками (Рим. 5,8); так и мы, соблюдая заповеди Христовы прибываем в любви Его, как и Христос соблел заповеди Отца Своего (Ин. 10,18) и пребывает в Его любви.
Какова же главная заповедь Христа? Это несомненно возлюбить Господа Бога своего всем сердцем своим и всею душею своею и всем разумением своим: сия есть первая и наибольшая заповедь (Мф. 22,37-38), а как возможно возлюбить Бога своего? Безусловно понуждая себя к исполнению заповедей Его: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14,21) А что заповедал Господь ученикам Своим? "Конечно любовь к ближнему: "...да любите друг друга, как Я возлюбил вас" (Ин. 15,12) Поэтому то Христос назвал эту вторую заповедь подобной первой: "вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22,39) и по этой же причине Он говорит что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15,13).
Итак, любовь о Которой говорил Христос есть любовь к Богу, которая достигается искреннему понуждению себя к исполнению Его заповедей, вторая из которых есть любовь к ближнему, и она подобна первой. Господь призывает нас любить не только любящих, но и ненавидящих нас, причем полагая саму душу за обидчика и гонителя своего, тем самым милуя и любя его. Возможно ли это без дара Божьей благодати? Невозможно! Прп. Исаак Сирин говорит по этому поводу следующее: Никогда человек, не удостоившись прежде усладительной и опьяняющей любви к Богу, не бывает способен приблизиться к просветленной любви к людям. Прийти от труда и борьбы с помыслами к просветленной любви к людям, и отсюда уже подняться к любви к Богу - такого достичь в этой жизни, прежде исхода из мира, как бы кто ни боролся, невозможно.
Посредством заповедей и рассудительности возможно человеку подчинить свои помыслы и очистить свою совесть по отношению к людям, и он даже может делать для них добрые дела. Но что он не сможет достичь просветленной любви к людям посредством борьбы, в этом я убежден: нет никого, кто достиг бы ее так, и никто не достигнет этой цели таким путем в настоящей жизни. Без вина не пьянеет человек, и не бьется радостно сердце его; а без опьянения в Боге никто не обретет естественным образом добродетель, которая не принадлежит ему, так чтобы она осталась в нем тихо и без принуждения.
Бывает также, что кто-либо по естеству кроток и милосерден, всякого человека с легкостью любит, милосердствуя о всяком естестве - не только о людях, но также и о домашних животных, птицах, диких зверях и так далее: ведь есть же такие души! Но бывают времена, когда и они тоже смущены, если какие-то причины для беспокойства возникают у них из-за другого человека. [Так например, сколько бы не был человек по своему характеру добр и милостив, он все же не может превзойти своих обид и смущений когда его например примутся бить, поносить и даже убивать, сможет ли он в этот момент любить своего обидчика и убийцу? Без дара Божественной любви этого достичь невозможно].
Но кто удостоился вкушения божественной любви, тот из-за сладости ее обычно забывает все - ведь от этого вкуса все видимые предметы кажутся презренными; душа его с радостью приближается к просветленной любви к людям, не делая различия между ними; он никогда не побеждается их слабостями и не смущается. Он подобен блаженным апостолам, которые среди всех зол, претерпеваемых от людей, были совершенно неспособны ненавидеть их или пресытиться любовью к ним. Это проявилось на деле, ибо после всего прочего они даже и смерть приняли ради их искупления. И это были люди, которые совсем недавно умоляли Христа послать огонь с неба, чтобы истребить самарян - потому лишь, что те не приняли их в свое селение! Но после того, как получили они дар и вкусили любви Божией, усовершились они даже в любви к злодеям: терпя всевозможные напасти ради искупления их, они никак не могли ненавидеть их. Итак, мы видим, что благодаря одним лишь заповедям не обретается совершенная любовь к людям.