Бог любыми способами достигает Своей цели, говорит прп. Исаак Сирин, причем средства к ее достижению Он берет, по внешнему представлению, от нас же. Иными словами, Он волю нашу берет за предлог в Своем спасительном промысле. Именно об этом говорит Апостол Павел: Аще ли неправда наша Божию правду составляет, что речем? (Рим. 3,5)
Таким образом, Бог предвидел все относительно первого человека Адама, и всего человечества. Поэтому, Он взял за предлог к нашему спасению и приведению нас к совершенству - лукавство дел наших. Он грех, совершенный первыми людьми, использовал для их же спасения.
Зная заранее нашу склонность к впадению во всякие пороки, Он предвидел разрушительные последствия этого, и вот эти самые последствия Он премудро сделал входом, ведущим к благам и к исправлению нашей поврежденности, говорит Исаак Сирин. Бог установил для Адама смерть под видом приговора за грех, и посредством этого самого наказания, Он выявил наличие греха, но истинной целью Бога не было наказать Адама смертью за совершенный им грех, хотя Он и показал, что смерть была установлена для Адама как возмездие за его ошибку. На самом же деле Бог скрыл Свою тайну в этом наказании, и под страшным образом Он спрятал Свое предвечное намерение относительно смерти. Хотя она страшна, трудна и разрушительна, однако в действительности это средство перенесения нас в тот восхитительный и преславный мир. Без смерти не было бы возможно перейти отсюда и быть там.
На первый взгляд, изгнание Адама и Евы из рая, имело причиной Божий гнев: поскольку они преступили заповедь, то оказались вне рая, но во всем этом уже присутствовало домостроительство, совершенствующее и ведущее все к тому, что изначально являлось намерением Создателя. Не непослушание ввело смерть в дом Адама, и не нарушение заповеди извергло Адама и Еву из рая, ведь если бы они не нарушили заповедь, они все равно не были бы оставлены в раю навсегда; потому что Бог не сотворил их для пребывания в раю – лишь малой части земли; но всю землю должны были они покорить. Ведь не могло всё произойти иначе, чем в соответствии с тем, что Бог предвидел.
И если бы отсутствовало грехопадение первого человека, то Бог все равно исполнил бы Свое домостроительство взяв за предлог к развитию и совершенствованию человека - его волю. Так же не нашлось бы трудностей для Создателя, чтобы размножить людей.
Ведь, например, Ангелы на небе, не женятся, не выходят замуж, не имеют гендерной принадлежности и не рожают детей, а их на небе тьма тем (неисчислимое множество). Так же и люди имели бы тогда какой то иной модус бытия. Ведь Бог всемогущ и всезнающ, поэтому Ему возможно даже из камней воздвигнуть себе детей.