Здравствуйте, Надежда. Я — православный христианин. Попробую ответить Вам о нашей вере в части вашего вопроса.
Для начала, короткое объяснение. Заповеди "
не обращайся к мёртвым" нет, есть указание
не обращаться к вызывателям мёртвых (Лев. 19:31; Ис. 8:19; Ис. 19:3), то есть к так называемым спиритистам — вызывателям духов мёртвых. Что же касается наших молитв святым, то мы не считаем, что со смертью тела человек полностью исчезает. Для этого есть много подтверждений в Писании (рассмотрим их ниже). Также, мы знаем из Писания, что окончившие земной путь святые мученики не только живы и находятся с Богом, но даже знают, что происходит на земле (рассмотрим ниже со ссылками из Писания). То есть,
короткий ответ — они не мертвы, слышат нас, их молитвы к Богу действенны, поэтому мы к ним и обращаемся. Точно так же, как те, кто считают их мёртвыми, обращаются к своим живым товарищам с просьбой помолиться о них. Мы не делим людей на живых и мёртвых, но условно делим Церковь на воинствующую (на земле) и торжествующую (на небе с Богом).
Православные богослужения преимущественно состоят из молитв, обращённых лично к Богу. Но есть и молитвы, обращённые к святым. Они различны, но в общем их форма такова: такой-то такой-то моли Бога о нас. Например:
Тропарь священномученику Клименту, папе Римскому с 92 по 101 годы (I век, ученик апостолов, утоплен в Крыму в ссылке)
И́же от Бо́га чудоде́йствы пресла́вно удивля́я вселе́нныя концы́ ми́ра, свяще́нный страда́льче, …(пропустим описание его подвига) Кли́менте преди́вный, моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим
Также, отвечая на подобные вопросы, нам часто предлагают смежные обвинения, которые вашего вопроса напрямую не касаются:
- это возможность кого-то просить о молитве (якобы, молиться можно только лично Богу, никого другого нельзя об этом просить);
- это почтительное отношение к святым (якобы, никого, кроме Бога нельзя почитать, то есть уважать, все остальные — пустое место и не заслуживают даже капли хоть какой-то похвалы, даже если бы Бог их хвалил, нам — нельзя);
- осуществление поклонов в сторону изображений Бога, праведников, святых предметов вроде Креста Господня, Евангелия, останков праведников.
Эти вещи беспокоят отошедших от Церкви людей не меньше, чем "обращение к мёртвым". Мы рассматривали на Кью эти вопросы многократно. Дать удовлетворительный ответ на все их в одном ответе сложно. Это объемный труд. Если же мы коснёмся этих вопросов вскользь, то нам скажут: этого мало, недостаточно, одна-две-три цитаты не убеждают нас. Поэтому прошу, сейчас мы рассматриваем один вопрос: "обращение к мёртвым". Если наших верующих во Христа друзей интересуют смежные вопросы, задавайте их отдельным вопросом, приглашайте к ответу. С радостью, в очередной раз ответим и на них.
Прежде всего, дополню ваш вопрос, попытавшись угадать места Священного Писания, о которых вы говорите
"Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш" (Лев. 19:31) "И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?" (Ис. 8:19) "И дух Египта изнеможет в нем, и разрушу совет его, и прибегнут они к идолам и к чародеям, и к вызывающим мертвых и к гадателям" (Ис. 19:3) Ну и, наверное, противникам Православия более всего понравится следующая пространная цитата, которую бы хотелось привести даже ещё длиннее, но не станем, чтобы не загромождать ответ:
"Отец, терзающийся горькою скорбью о рано умершем сыне, сделав изображение его, как уже мертвого человека, затем стал почитать его, как бога, и передал подвластным тайны и жертвоприношения. Потом утвердившийся временем этот нечестивый обычай соблюдаем был, как закон, и по повелениям властителей изваяние почитаемо было, как божество" (Прем. 14:15-16) Ответим сначала на эти цитаты, которые используют для нашего обвинения. Если читатель непредвзято рассмотрит данные цитаты, то увидит, что речь идёт о неких отдельных людях, вроде магов, экстрасенсов, утверждающих, что они имеют силу немедленно и явно призывать души умерших людей для вопрошания их о нужных клиенту вопросах, то есть речь идёт о
спиритизме и спиритистах. Они поставлены пророком в один ряд с гадателями, чародеями, волшебниками, чревовещателями. Говоря коротко, речь идёт обо всём, что мы называем
оккультизмом, или иначе —
эзотерикой. Спиритисты не обращаются к Богу, к друзьям Божьим, они не просят, но как и прочие оккультисты совершают некие магические действия, заклинания, изготавливают некие предметы, которые вынудят(!) тот или иной дух прийти и исполнять приказы(!), отвечать на вопросы. По мнению оккультистов, от магической силы спиритиста, от правильности совершённого им обряда зависит исход событий: сможет ли он повелевать духом, сможет ли требовать от него ответа. Если заклинание неправильное (тем более, если ты его не знаешь, не знаешь правильной последовательности слов), если хоть в чём-то ошибся — получишь неудачу, ведь в оккультизме, в магии всегда так: события происходят только от правильной последовательности слов, звуков, движений, предметов и их сочетания. Хочет призываемая личность, или не хочет, но раз уж слова сказаны верно, предметы соединены в правильном порядке, то у личности не остаётся никакого другого выбора, кроме как подчиниться. Но и это доступно не всем, а людям, обладающим, как они полагают, особой силой, магическим даром.
Православная Церковь всячески осуждает оккультизм (эзотерику), считая эти увлечения страшным грехом. Мы называем это общением с бесами. И в то время как несчастный человек думает, что он повелевает ими, на самом же деле, это они повелевают бедолагой.
Что же касается иконы умершего сына
(Прем. 14:15-16), о котором говорилось выше, то тут ещё проще. В тексте прямо написано, что как и принято у язычников, отец изготовил некий образ и сам этот образ стал почитать как бога. Образ это бог: "
изваяние почитаемо было, как божество" (Прем. 14:15-16). Само изображение(!) для язычника является божеством. Это не напоминание о чём-то далеком. Он к самому изображению обращается как к богу. То есть просто изготовил идола (языческое божество). Он не к умершему обращался, а к этой вот мертвой материи-изображению, считая её своим сыном, которого он сделал своим богом и научил тому остальных. Это идолопоклонство — поклонение ложным богам. Здесь не о мёртвых идёт речь.
Теперь к главному. К сути вопроса.
Итак, исчезает ли человек после смерти
Члены запрещённой в России секты Свидетелей Иеговы, а также часть породивших их секты адвентистов, отрицают посмертное существование души. Они считают, умер человек — и дело с концом. Его больше нет. Может быть, он сподобится воссоздания Богом в конце времён, когда Бог, по их мнению, придёт делать своё земное Царство тут, на земле. Основные доказательства они черпают из книг Ветхого Завета, преимущественно из одной – Экклесиаста. Но добро пожаловать в Новый Завет, книги которого изобилуют прямыми указаниями на жизнь души после смерти тела (рассмотрим ниже).
Сначала стоит сказать, что Ветхий Завет — время, когда люди не могли достичь жизни с Богом на небе. Все (праведники и грешники) умирали и сходили в шеол (ад) (
Еккл. 2:14;
9:2;
9:3). Именно для избавления от этой непреодолимой участи люди ожидали Спасителя (
Иов. 19:25-27).
Но есть некоторые свидетельства об осознанном пребывании людей в аду. Например, вавилонский царь после смерти был встречен всеми обитателями ада:
"ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство! … Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам!" (Ис. 14:4,9-10)
Новый Завет
Теперь перейдём к Новому Завету. Сначала — главное. О жизни души после смерти тела говорит сам Господь и Бог наш Иисус Христос:
"И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф. 10:28)
"Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать" (Лк. 12:4)
Здесь мы находим прямое указание на то, что когда гонители убивают тело, этим они 1) не убивают душу, 2) не могут сделать ничего, что привело бы к смерти души, им невозможно её убить. Поэтому то, не нужно бояться потерять то, что верующие в Бога имеют на земле — богообщение, жизнь с Богом. Гонитель не в силах это отнять. Никто не властен над этим, кроме Одного. Никто не властен над жизнью, кроме Начальника жизни — Бога.
После слов Спасителя, обратимся к словам Его учеников.
Апостол желает поскорее умереть, чтобы явно перейти к жизни с Богом. Размыслим над этим внимательней. Если апостол после смерти исчезает или засыпает, то для него нет никакого смысла торопиться умирать. Правильнее было бы жить, проповедовать, устраивать Церковь, иметь общение с Богом, живя в земном теле. Но апостол, зная что перейдёт к жизни с Богом на небе, желает поскорее разрешиться от земной жизни в теле:
"Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас" (Флп 1:21-24)
Апостол прямо сообщает, что смерть тела доставит ему переход к жизни со Христом, чего он с нетерпением ожидает, так как это лучше.
Далее, он продолжает эту же мысль, уточняя, что он хочет не избавиться от жизни, но приобрести новый дом, на небе с Богом. Когда это произойдёт? Когда разрушится его земной дом — тело.
"Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный… Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью" (2 Кор. 5:1,4)
Выходя из тела, апостол верит, что окажется у Господа, поэтому желает лучше выйти из тела и оказаться с Богом:
"знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, - то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными" (2Кор. 5:6,8-9)
Мы знаем, что человек призван стать
храмом Божьим. Эту мысль развивает апостол в том же направлении, говоря, что находится в теле,
как в храме, но скоро должен будет оставить тело, уйти из него:
"Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне" (2Пет. 1:13-14)
Приведём также и обещанное свидетельство о том, что ныне почившие праведники, именуемые нами святыми, живы, находится с Богом и знают о происходящем на земле. Они знают, что ещё не отомщены:
"И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число" (Откр. 6:9-11)
Из этого заключим, что праведники живы, что они обращаются к Богу, что Бог их слышит и слушает, что он внимает их голосу, что Он разговаривает с ними как с друзьями, велит им потерпеть, награждает.
Наконец, апостол прямо говорит, что праведники, достигшие совершенства, живут на небе с Богом:
"Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства" (Евр. 12:22-23)
Знаем также и то, что праведники, сохранившие девственную чистоту, всегда следуют за Христом на небе, куда бы Он не пошёл, находятся с Ним у Престола:
"Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим" (Откр. 14:4-5)
Приведём также свидетельство апостолов, указывающих, что Господь наш Иисус Христос после смерти тела, сходил вслед за всеми людьми в ад, проповедовал находящимся там душам:
"потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега" (1Пет. 3:18-20)
"Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?" (Еф. 4:8-9)
О воскресении Христа вспоминается пророчество Давида, которое предвещало, что и тело Христа, оставленное в гробу, не увидит тления, и душа Христа, сошедшая вслед за всеми душами в ад, не будет оставлена там:
"Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления" (Деян. 2:31)
Мёртвые — расставшиеся с телом, но не исчезнувшие:
"И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим" (Откр. 20:12-13)
Конечно, стоит вспомнить и слова Христа, которым ненавистники православной веры, напрасно не придают никакого значения:
"Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф. 22:32)
"Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь" (Мк. 12:27)
"Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все(!) живы" (Лк. 20:38)
Благодарю, что осилили этот текст.