Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Что символизирует гостиница и её содержатель в притче о милосердном самарянине (Лк. 10:30-35)?
Текст притчи:
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе Лк. 10:30-35
В начале рассказываются обстоятельства, в которых была сказана эта притча – то, что один законник пришел ко Христу, чтобы искусить Его и задал вопрос: «Что мне нужно делать, чтобы спастись?» Как объясняют святые отцы, он рассчитывал спровоцировать Христа на слова, которые можно будет представить как противоречие закону Моисееву. Однако Иисус, видя сердце его, спрашивает: «Что в Законе написано?» И тот отвечает: возлюби Бога и ближнего своего. Господь же ему говорит: ты хорошо сказал, вот так и поступай. Тем самым Он, одновременно и разрушил коварный замысел этого человека и показал нелепость его вопроса, поскольку если ты уже знаешь ответ на свой вопрос, зачем спрашиваешь? Но для того, чтобы, как сказано у евангелиста, «оправдать себя», чтобы показать, что он будто бы задаёт вопрос не из коварства, но по причине недопонимания, законник спрашивает: «А кто мой ближний?» И Господь ему отвечает притчей о милосердном самарянине, в конце которой задаёт вопрос: как ты думаешь, кто из тех, кто упомянут в этой притче, был ближним для человека, пострадавшего от разбойников? И совопроснику приходится признать, что самарянин был ближним. Из первого ответа Господа мы видим, как говорил святитель Феофан Затворник, что все необходимое для спасения мы можем узнать из Священного Писания. Но далее этот человек задаёт вопрос, на который однозначно в Священном Писании Ветхого Завета ответа не было. И тогда Христос показывает, что сама совесть его свидетельствует о том, как правильно поступать. Каждый из нас уже в силу этого голоса совести знает, как поступать правильно, и наоборот, какие поступки являются неправильными и неугодными Богу. В этом символ того, как мы будем судимы после воскресения на Страшном суде Христовом. Многие святые говорили, что тогда совесть человека будет свидетельствовать против него, то есть, своим обличителем, прокурором будет сам человек. Поэтому на том суде не будет споров и возражений: мол, я этого не делал, я не знал – потому что совесть каждого будет свидетельствовать, точно так же, как свидетельствовала совесть этого книжника. Мы знали, что это Богу неугодно, и знали, как надо было поступить правильно, по совести. И если поступили неправильно, наша совесть не даст нам оправдаться. Притча, которую рассказал Господь, в её буквальном понимании говорит о том, что не следует считать ближним лишь единоплеменника и единомышленника, как думали иудеи. Христос показал книжнику, что его собственная совесть свидетельствует, что ближним может быть и тот, кого все иудеи того времени считали дальними. Поэтому Он привел в пример самарянина, которых презирали иудеи. Вместе с тем Господь показывает в этой притче, что именно дела любви, милосердия, добра могут сделать и нас ближними любому человеку, кому мы оказываем благодеяние. Если же говорить о духовном понимании этой причти, то по объяснению блаженного Феофилакта человек, который впал в разбойники – это всё человечество; под разбойниками имеется в виду дьявол и бесы; под священником или левитом, которые прошли мимо пострадавшего, имеется в виду ветхий закон, который мог объяснить, что хорошо и что плохо, но не спасал человека. И, наконец, под образом самарянина здесь предстоит Сам Господь Иисус Христос. Под гостиницей, в которую он приносит пострадавшего человека, имеется в виду Церковь; управляющий гостиницей – это пастыри Церкви; два динария, которые даёт самарянин на лечение пострадавшего – это Ветхий и Новый Завет. Как монеты древние имели на себе образ царя, также и Ветхий и Новый Завет равно имеют на себе образ Царя Небесного, Господа нашего. Тем, что Он обработал раны пострадавшего маслом и вином, обозначаются Таинства церковные: маслом – миропомазание, вином – Евхаристия. То, что это сделал не гостиничник, а самарянин, указывает на то, что совершителем Таинств является Сам Христос, а не пастыри. Наконец, слова самарянина: «Если ты потратишь что-нибудь более из этих двух динариев на исцеление этого человека, то я потом возмещу тебе» – относятся к тем усилиям и тратам, которые предпринимали многие пастыри Церкви ради своей паствы. А вы знаете из житий святых, что многие не только при этом тратили свое имущество, но и здоровье, и саму жизнь – всё это восполнит им Господь сторицей, когда вернётся в Своём втором пришествии. Назидаясь этими словами Евангелия, и мы тоже да будем держаться Церкви Христовой, учиться от Священного Писания, и стараться совершать дела милосердия. Доброделание привносит свет в нашу душу и делает нас христоподобными. Как Господь оказал милосердие всему человечеству и нам, так и мы становимся хотя бы немножко похожи на Господа, когда оказываем милосердие нуждающемуся или попавшему в беду. И, так шествуя по этому пути, мы окажемся там, где Господь хочет всех нас видеть – в Царстве Небесном.
Своими словами отвечать не стану, ибо лучше не скажу.
"Господь дал нам притчу о милосердном самарянине в ответ на вопрос законника о том, что ему нужно делать, чтобы получить вечную жизнь. Когда Христос ответил заповедью о... Читать далее