Бог сотворил и прошлое и настоящее и будущее, Он предвидел и предузнал все, чему суждено свершиться и определил свершиться именно тому, что Он предвидел: "Ты сотворил прежде сего бывшее, и сие и последующее за сим, и содержал в уме настоящее и грядущее, и, что помыслил Ты, то и совершилось; что определил, то и явилось и сказало: вот я. Ибо все пути Твои готовы, и суд Твой Тобою предвиден" (Иуд. 9,5-6). Таким образом, понятие предопределения и попущения в данном случае очень близки. Исаак Сирин говорит, что премудрый Творец взял в качестве отправного пункта для будущего исхода лукавство дел наших и воли нашей, чтобы исполнить Свое домостроительство в котором содержится умудряющее учение и неизъяснимая польза. Так и Апостол Павел говорит: "Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем?" (Рим. 3,5) То есть, нашу волю Бог использует для нашего же спасения - если воля наша противна Божьей, то Он это противление не отменяет, но по могуществу Своему обращает его во всеобщее благо. Таким образом, если человек отдал свою волю Богу, и в нем совершается (по воле его) воля Божья, то путь ко спасению, в таком случае, будет прямым или царским; если же человек отдаст свою волю в рабство греху, то спасение его будет сопряжено со многими бедствиями. Поэтому, чтобы избежать всех бедствий, о которых говорит Господь, до встречи с Ним, нужно бодрствовать.
Итак, Господь есть единственная причина всех причин, как и написано: "Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня… … Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это" (Ис. 45,5-7) и в другом месте: "… Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?" (Ам. 3,6). Бог настолько всемогущ, что вместо того, чтобы отменить зло, Он обращает его во всеобщее благо.
О свободной же воле человека стоит сказать, что есть различие в понимании власти произволения, данной нам Богом и свободы. Воля наша после грехопадения человека отнюдь не свободна, пока человек пребывает во грехе, отдавая себя в рабы греху. Ведь истинная и совершенная свобода только там, где Дух Господень. Свободу определяет не выбор как таковой, а независимость в принятии того или иного решения. Если бы мы абсолютно точно знали истинное благо, то нам и не пришлось бы выбирать, мы избрали бы именно Его, а пока мы не имеем точного знания о истинном благе, мы имеем выбор вызванный сомнением и неведением.