Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

"Любите врагов ваших". Возможно ли было исполнение этой заповеди в условиях великой войны 1939-1945гг.?

Христос призывал своих соотечественников не противиться римской власти, прекратить мятежи, платить налоги как положено, терпеть всё "что Бог послал". Это и понятно - Израилю отведена роль прославить Бога перед язычниками, а римляне, в принципе, пришли с миром, им кроме денег ничего от евреев не нужно было. Да они ещё и добро делали - строили мосты, дороги, водопровод, обеспечили безопасность и здравую юридическую систему.
А как христиане ХХ века могли "любить врагов", которые пришли уничтожить евреев как нацию, поставить на колени Европу, а славян сделать рабами? Я думаю, вооружённое сопротивление нацистам было необходимо. Ведь дело не в немецком народе, который запутался в красивых речах Гитлера и в исступлении согласился убивать соседей ради собственного благополучия; дело в самой идее нацизма, расизма, которые кроме как оружием победить было невозможно.
Выходит, Бог не против войны с оружием в руках, когда дело доходит до такого безумия как войска SS, Освенцим, тотальное истребление народов?
Артур Медведь
  ·   · 14,9 K
Православие, изучение Священного Писания  · 21 апр 2022
Святитель Филарет митрополит Московский говорит по этому поводу, что мудрость мира находит здесь затруднение, представляя такую любовь не естественной, ведь любовь по нашему представлению должна основываться на видимых или воображаемых совершенствах того, кого мы любим, но как можно любить тех, в которых мы ничего не видим, кроме коварства и злобы? Конечно, мы не можем любить зла, да этого никто и не требует, но можем чувствовать все омерзение к порокам, какое они  заслуживают, - это не запрещается, но еще требуется не смешивать эти пороки с самими людьми, в которых мы их замечаем. Отделяя пороки от людей мы еще найдем в них то, что достойно любви нашей. Сколько бы ни казалось неестественным любить врага, - разве менее противно природе ненавидеть человека?"
Таким образом, можно с любовью относиться к человеку, гнушаясь его злыми идеями и делами. Ведь и Господь умер не за добрых праведников, а за нечестивых, говорит Апостол: "Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим. 5,5-8).
И если уж до конца быть честными хотя бы перед самими собой, то каждому из нас придется признать,что любой наш грех - это тоже вражда на Бога. И остается нам одно единственное  на всех утешение, что не за праведников, а за нас, грешных и враждующих на Бога, Христос принял Крестную смерть. Таким образом, благословляя проклинающих нас, благотворя ненавидящих нас и молясь за обижающих и гонящих нас, мы поступаем так же как Отец наш Небесный (Мф. 5,44-45), а отвечая на зло злом, мы поступаем тем же способом, что и злодеи, и потому сами становимся такими же, как и наши враги. Как же мы тогда сможем быть с Богом, если уподобимся в ненависти Его врагу и противнику? Поэтому и в Ветхом Завете, в книге Чисел написано: «благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят» (Чис. 24:9). 
Любить врага – это значит иметь дивную свободу сердца – свободу от оков злопамятства, от терний ненависти, от уз раздражительности!  Вот какой портрет рисует святитель Григорий Нисский: «Они встречаются угрюмо и друг другом всегда гнушаются: уста их безмолвны, взоры отвращены, и слух одного закрыт для слов другого. Все, что приятно для одного из них, ненавистно для другого, и, напротив, что ненавистно одному, то нравится другому». Так мы возжигаем в самих себе лютый огонь ненависти, как будто пытаемся сжечь им своего врага. На самом деле лишь попаляем собственное сердце, иссушая свой внутренний мир и доставляя себе лютые муки.
Так, Иоанн Златоуст выделяет девять степеней совершенств в любви к врагу: 
первая степень – не начинать обиды; вторая – когда она уже причинена, не воздавать равным злом обидевшему; третья – не только не делать обижающему того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным; четвертая – предавать себя самого злостраданию; пятая – отдавать более, нежели, сколько хочет взять причиняющий обиду; шестая – не питать к нему ненависти; седьмая – даже любить его; восьмая – благодетельствовать ему; девятая – молиться о нем Богу.
Таким образом, исполнение заповеди любви к врагам в условиях Великой Отечественной Войны было возможным хотябы на уровне гуманного обращения с пленными: когда врага, попавшего в плен кормили, оказывали медецинскую помощь, согревали, одевали и спасали от голодной и холодной смерти; когда не воздавали ему злом за его зло. Любить же врага своего истинной просветленной любовью возможно лишь тому, кому дарована эта любовь по благодати Божьей, прочим же остается понуждая себя к такой любви и преодолевая в себе ненависть и злобу при помощи Божьей, мало помалу приближаться к ней, то есть к Богу.  
Ярким примером любви к врагу на войне является Адмирал Ушаков русский флотоводец, командующий Черноморским флотом (1790—1798)  прославленный в лике святых. Вот как о нем пишет в своем послесловии наш совеременник:
К врагам был крайне милосерден. 
Спасая пленных и тонувших, 
Библейской заповеди верен 
Был Ушаков в боях минувших. 
Он христианскою любовью 
Спасал их, Богу был послушным, 
Позор не навлекая кровью, 
И побеждал великодушно. 
В мирские будни жил так скромно, 
Всё отдавая людям бедным. 
Текла жизнь столь уединённо, 
В молении с лучом рассветным
Спасибо, прекрасный ответ.
Сначала нужно успеть убить врага раньше, чем он тебя. А потом - лечить и кормить.
Православие. Библия. Откровение - последняя книга...  · 13 февр 2022  · revelat.ru
Ну например, не издеваться над пленными. Или если враг повержен, не добивать его. Убийство на войне ведь не самоцель, а средство нейтрализации противника. Хорошим ответом из Нового Завета на Ваш вопрос будут слова Иоанна... Читать далее
Мои лучшие ответы с Яндекс.Кью в Telegram-каналеПерейти на t.me/revelatru
1 эксперт согласен
Да, в любой ситуации надо оставаться человеком, а не уподобляться зверю
Филолог, литературовед, преподаватель языков, поли...  · 16 февр 2022
Всегда меня верующие удивляют. Вот у Вас есть Книга и есть слова Вашего Мессии (некоторые из Вас вообще считают его Богом). И вдруг бабах - Вам эти слова становятся "неудобны". Нацисты пришли. О ужас! Гитлер отменил Бога и... Читать далее
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora
Упрощая задачу не следует извращать ее условия. В бой шли по разным причинам: за родину, за Сталина, за веру, царя... Читать дальше
Я ученый, академик АМТН, занимаюсь биотехнологией...  · 17 февр 2022  · nalab.ru
Да, конечно! Вы вот любите цыпленка, потом он вырастает и Вы его режете. Или Вы любите своего кота, потом несете к ветеринару и кастрируете. Человеческая любовь штука очень гибкая-шанс зарезать любимую женщину у обычного... Читать далее
Христианка, Библейское Евангелие. Служение Богу...  · 13 июн 2022
Бог дал все свои заповеди людям как раз с целью помочь им не истребить друг друга. В условиях любой войны , в том числе и великой войны 1939-1945гг - налицо результат, к чему приводят нарушения Божьих заповедей- " Не убий!"... Читать далее
Автор удалил комментарий
Изучаю восточную философию. Последователь А.Ч. Бха...  · 20 февр 2022
Мы любим своих родственников. Но если кто-то из наших родственников сходит с ума и становится агрессивным, мы ограничиваем его свободу. Если он берет в руки нож и нападает на других наших родственников или на нас самих, мы... Читать далее
Межконфессиональные беседы о Боге. Чтения и обсуждение историй из жизни святых.Перейти на t.me/GitaMonk
Православный христианин. Муж. Отец. Сын...  · 14 февр 2022
По сути, Ваш вопрос "о сопротивлении злу силой". Это название философской работы И. Ильина, осмысляющей проблему применения силы и войны в христианском контексте. Её суть один современный проповедник выразил так: > «Нельзя... Читать далее
Кто быстрее убьёт- тот и прав.
Душепопечитель: радоваться с радующимися и...  · 10 мая 2022
Расскажу как это было в далёком начале 20 века, когда началась русско-японская война. Японская Православная Церковь была (и сейчас остаётся) автономным образованием в составе Русской. Это значит, что и паства (само собой) и... Читать далее
Душепопечитель: радоваться с радующимися и...  · 21 апр 2022
Начнем с малого. Христос призывал не к покорности власти, а к разделению "кесарева" и "Божьего". В свое время у Еврейского народа был шанс на абсолютно справедливую власть - теократию. Даже была возможность "попробовать" такую... Читать далее
Спасибо. Очень познавательно. +
Говори о себе, как о Боге, думай о себе, как о...  · 13 февр 2022
Думаю, что ответив на этот вопрос в мирное время, любой из нас ошибется. Жарко не когда пеплом усыпана земля, а когда горят избы. Я знаю лишь то, что все без исключения войны бесполезны, кроме одной - войны с инопланетянами... Читать далее
)) не факт. Возможно инопланетяне окажутся добрее нацистов