Святитель Филарет митрополит Московский говорит по этому поводу, что мудрость мира находит здесь затруднение, представляя такую любовь не естественной, ведь любовь по нашему представлению должна основываться на видимых или воображаемых совершенствах того, кого мы любим, но как можно любить тех, в которых мы ничего не видим, кроме коварства и злобы? Конечно, мы не можем любить зла, да этого никто и не требует, но можем чувствовать все омерзение к порокам, какое они заслуживают, - это не запрещается, но еще требуется не смешивать эти пороки с самими людьми, в которых мы их замечаем. Отделяя пороки от людей мы еще найдем в них то, что достойно любви нашей. Сколько бы ни казалось неестественным любить врага, - разве менее противно природе ненавидеть человека?"
Таким образом, можно с любовью относиться к человеку, гнушаясь его злыми идеями и делами. Ведь и Господь умер не за добрых праведников, а за нечестивых, говорит Апостол: "Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим. 5,5-8).
И если уж до конца быть честными хотя бы перед самими собой, то каждому из нас придется признать,что любой наш грех - это тоже вражда на Бога. И остается нам одно единственное на всех утешение, что не за праведников, а за нас, грешных и враждующих на Бога, Христос принял Крестную смерть. Таким образом, благословляя проклинающих нас, благотворя ненавидящих нас и молясь за обижающих и гонящих нас, мы поступаем так же как Отец наш Небесный (Мф. 5,44-45), а отвечая на зло злом, мы поступаем тем же способом, что и злодеи, и потому сами становимся такими же, как и наши враги. Как же мы тогда сможем быть с Богом, если уподобимся в ненависти Его врагу и противнику? Поэтому и в Ветхом Завете, в книге Чисел написано: «благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят» (Чис. 24:9).
Любить врага – это значит иметь дивную свободу сердца – свободу от оков злопамятства, от терний ненависти, от уз раздражительности! Вот какой портрет рисует святитель Григорий Нисский: «Они встречаются угрюмо и друг другом всегда гнушаются: уста их безмолвны, взоры отвращены, и слух одного закрыт для слов другого. Все, что приятно для одного из них, ненавистно для другого, и, напротив, что ненавистно одному, то нравится другому». Так мы возжигаем в самих себе лютый огонь ненависти, как будто пытаемся сжечь им своего врага. На самом деле лишь попаляем собственное сердце, иссушая свой внутренний мир и доставляя себе лютые муки.
Так, Иоанн Златоуст выделяет девять степеней совершенств в любви к врагу:
первая степень – не начинать обиды; вторая – когда она уже причинена, не воздавать равным злом обидевшему; третья – не только не делать обижающему того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным; четвертая – предавать себя самого злостраданию; пятая – отдавать более, нежели, сколько хочет взять причиняющий обиду; шестая – не питать к нему ненависти; седьмая – даже любить его; восьмая – благодетельствовать ему; девятая – молиться о нем Богу.
Таким образом, исполнение заповеди любви к врагам в условиях Великой Отечественной Войны было возможным хотябы на уровне гуманного обращения с пленными: когда врага, попавшего в плен кормили, оказывали медецинскую помощь, согревали, одевали и спасали от голодной и холодной смерти; когда не воздавали ему злом за его зло. Любить же врага своего истинной просветленной любовью возможно лишь тому, кому дарована эта любовь по благодати Божьей, прочим же остается понуждая себя к такой любви и преодолевая в себе ненависть и злобу при помощи Божьей, мало помалу приближаться к ней, то есть к Богу.
Ярким примером любви к врагу на войне является Адмирал Ушаков русский флотоводец, командующий Черноморским флотом (1790—1798) прославленный в лике святых. Вот как о нем пишет в своем послесловии наш совеременник:
К врагам был крайне милосерден.
Спасая пленных и тонувших,
Библейской заповеди верен
Был Ушаков в боях минувших.
Он христианскою любовью
Спасал их, Богу был послушным,
Позор не навлекая кровью,
И побеждал великодушно.
В мирские будни жил так скромно,
Всё отдавая людям бедным.
Текла жизнь столь уединённо,
В молении с лучом рассветным