Советское время, восьмидесятые годы. Старшие классы школы, девятый и десятый. Влияние и его результат родом оттуда.
Я понял, какими выдающимися приспособленцами являются те, кто осуждает грех приспособленчества на примере литературных героев.
Я понял, как отбивают охоту мыслить самостоятельно те, кто призывает мыслить самостоятельно, иметь своё мнение и высказывать его своими словами.
Я понял, как приучают к шаблонной серости, как награждают её высшими баллами и карают тройками отклонение от неё те, кто проповедует высокую сознательность личности.
Я понял, как возводится в культ принцип партийности литературы, выведенный тов. Лениным, — с тем, чтобы распространить сей принцип на все сферы общественной деятельности.
Я понял, что люблю литературу вопреки этому. Понял, что живу за пределами той клетки, на которую похож школьный класс.