Первое, что нужно сказать, — есть огромное количество книг и учебников, обучающих сценарному мастерству, но, как мне кажется, нельзя научиться таланту. Человек либо талантлив, одарен от Бога, либо не талантлив, не одарен, и с этим ничего нельзя сделать. Но даже очень талантливому человеку, даже близкому к гениальности, чтобы написать хороший сценарий, нужно непременно знать формальные правила.
Мне кажется, что предпочтительнее читать не эссе на всякие высокие темы, а практические руководства. И лучшего руководства, чем книжки о сценарном мастерстве Роберта Макки, я никогда не видела. Они переведены на русский язык, их можно прочесть по-английски. Да, он (Роберт Макки) не хватает звезд с неба, вроде бы говорит о самых простых и самых очевидных вещах, но тем не менее эту драматургическую форму, внутри которой должна развиваться любая сценарная идея, нужно освоить, нужно чувствовать себя в ней хорошо.
Потому что если говорить о современном российском кино, то, как правило, во всех фильмах два-три финала, плывущая кульминация; как правило, фильм долго не начинается, и мы застреваем в какой-то очень невнятной для нас зрителей преамбуле. И все это — огрехи сценариев, не потому что сценаристы не талантливы или как-то неинтересно мыслят, а потому что они не владеют простыми правилами написания сценариев.
Поэтому я бы всем советовала прочитать книги Роберта Макки, чтобы освоить форму. А дальше, что вы можете вложить в эту форму, зависит только от вас, тут уже никаких советов, как мне кажется, не может быть.