Автаркия в России невозможна в современном мире, как и в большинстве стран. Экономики стран теперь взаимосвязаны из-за происходящей глобализации. Само наличие природных ресурсов ещё не говорит о том, что они будут эффективно использованы с получением максимальной выгоды для государства, ведь нужно не только сырьё, но и технологии, из чего вытекает уже само производство готовых товаров, экспорт которых намного выгоднее, нежели экспорт сырьевых ресурсов. При автаркии аспект производства необходим как воздух. В то же время, практика уже многие века показывает, что торговля делает всех её субъектов богаче, будь то потребители, производители или посредники. Государства также являются субъектами торговли и товарооборота, как внутреннего, так и, разумеется, внешнего. Проще говоря, торговля приносит доход, значит она уже по определению привлекательна для государства.
Политика автаркии предполагает изоляцию от внешних торговых связей, от импорта других товаров. При современной экономической модели России, которая завязана на экспорте сырья и импорте подавляющего большинства готовой продукции на российском рынке автаркия не может существовать в принципе, ведь даже отечественные производители слишком сильно зависят от иностранных. Простой пример - автомобильная промышленность. Согласно отчетам КАМАЗа за первые два квартала 2020 года, доля импорта в закупках компании составила порядка 35,5%. Причем в сравнении с 2012 годом за аналогичный период наблюдается сильная разница с приведенными тогда 12,1% импорта. То есть за последние 8 лет один только КАМАЗ столкнулся с более чем двукратным ростом импорта. То же самое касается большинства российских отраслей производства. Закрыть импорт - фактически означает потерю иностранной технологии производства, её продукта, необходимого для дальнейшего выпуска отечественной продукции, а значит, потерю всей отрасли на несколько лет уж точно, что наверняка приведёт к потере перманентной, если не получится восстановить необходимые мощности.
Важно как раз не уходить в автаркию, а развивать международное сотрудничество и привлекать инвестиции, иностранные технологии, производство, создавать рабочие места. На данный момент российское ресурсное проклятье создаёт не только экономические, но и политические барьеры для этого. Нефтегазовая отрасль слишком выгодный бизнес - требует мало рабочих рук, а при больших базовых запасах сырья приносит гигантский источник дохода, никто его терять просто так не захочет, это слишком лакомый кусок. При нынешнем режиме, который построен на удержании в руках элиты природных ресурсов, экспортируемых заграницу и обогащающих эту элиту, развить новые индустрии очень проблематично. На данный момент во многих отраслях мы проигрываем в сравнении с конкурентами. Вы что-нибудь о российских процессорах, например, слышали? Вряд ли. Но если и слышали, то маловероятно, что вы всерьёз заинтересовались их покупкой и использованием, поскольку они просто невыгодны к приобретению конечным потребителем в сравнении с продуктами тех же компаний вроде Intel или AMD, у которых есть высокие технологии, что делает их процессоры производительнее; налаженное производство, достаточное количество ресурсов для производства, что делает их выпуск дешевле, а значит, привлекательнее для потребителя.
Но и при нашем современном режиме, который семимильными шагами ведёт к ухудшению отношений с цивилизованными странами, изоляция и автаркия как таковая России не грозит. Есть очень мощный экономический партнёр - КНР. Даже при условии ухудшения отношений с Западом до уровня полной блокировки (что крайне маловероятно, ведь российский рынок достаточно привлекателен для больших корпораций, которые вряд ли допустят потерю для себя десятки миллионов потенциальных потребителей, из-за чего они будут использовать своё давление на западные правительства, чтобы не допустить остановки экспорта в РФ) у России всё ещё есть Китай с его колоссальными производственными мощностями и технологиями, что обеспечит поток товаров, от которых потребители уже не смогут отказаться. Полностью обеспечить себя производством полного спектра необходимых товаров Россия пока не в состоянии, а необходимости в этом, на самом деле, нет.