О какой травле речь и в отношении кого, мальчика или девочки?
Самый миролюбивый вариант — искать другую школу с более компетентным руководством, школу, где дети учатся зачем-то (у них есть стимул к самореализации и образованию), а не имитируют получение знаний.
Далее проводим тщательнейшую беседу с пострадавш_ей, выявляем слабые точки, одиозные факты из биографии этого человечка или его родственников. Учим отстаивать личные границы, где надо — приврать маленько или уклониться от ответа, уметь сказать нет и закончить разговор.
Если же перевестись не получится (например, школа — одна в окр`уге), действуем по ситуации.
Родителям не стоит включаться напрямую в защиту ребёнка, если за ними нет мощной силы и ресурсов. Дети быстро считывают этот язык силы, так что если ваши возможности скромны, то благоразумнее будет оставить ребёнка наедине с толпой, а вам — общаться только с педсоставом школы. Или с юристом и инспектором по делам несовершеннолетних.
Если это разборки между мальчиками и борьба внутри негласной иерархии, то ребёнку необходимо расквитаться с обидчиком и зачинщиком травли, вплоть до применения подручных средств “самообороны”. При этом вы, родители, учитывайте фигуру зачинщика и готовьтесь к потенциальной ответной реакции.
— Если родители зачинщика превосходят вас по ресурсу и статусу, возможно, стоит превентивно вмешаться в ситуацию и поговорить с ними, предложив компромисс и мягко объяснив, что дети неуправляемы и внутриклассные стычки могут выйти из “бесконтактного” психологического русла.
— Если зачинщик — продукт безотцовщины и лидер местной шпаны, то... другая школа очень далеко?
В любом случае мальчику хорошо бы уметь заступиться за себя. Пытаются бить — всегда отвечай. Издеваются — не молчи, иди до конца, вплоть до стукачества или срыва урока.
Это про мелких школьников или про мафию?
Правильно. Вскочил прыщ - подайте на него в суд.
Вместо этого вожака появится его зам. Который станет ещё более опасным. У него будет опыт унижения экс вожака.